В начале фильма «Боб Марли: Одна любовь» мы встречаем главного героя (Кингсли Бен-Адир) в тот момент, когда он уже стал национальным героем Ямайки. Вечный идеалист и неутомимый популяризатор родного острова, он страдает от всепроникающего насилия, разжигаемого двумя основными противоборствующими политическими лагерями и связанными с ними преступными группировками. Несколько наивно Марли мечтает устроить гигантский концерт, который соберет всех нынешних врагов под одной сценой и с помощью своей музыки заставит их зарыть топор войны. Но прежде чем эта мечта осуществится, в дверь его дома стучится насилие. Его жена и менеджер получают серьезные ранения в результате нападения вооруженной банды. Это срывает шоры с глаз Боба, и он понимает, что Ямайка — не та страна, в которой он хотел бы растить своих детей в данный момент. Они переезжают в Европу, в Англию, где на дредовласого парня в типичной вязаной толстовке смотрят без особого любопытства. Но если человек — гениальный музыкант, он добьется успеха в среде, которая способна посадить его в тюрьму только за внешность. Парадоксально, но именно здесь, на островах, которые не могут быть более непохожими на его родные, его карьера взлетает так, что он по праву занимает место среди самых влиятельных музыкантов двадцатого века.
Потертый лист бумаги формата А4 с текстом песни Turn Your Lights Down Low, испещренным исправлениями; пара старых футбольных бутс с грязью в бутсах; поверхность потрепанной акустической гитары, испорченной от чрезмерного использования. Таких пронзительных реликвий мало на первой гастрольной выставке, посвященной Бобу Марли, которая в основном полагается на портреты, золотые диски в рамке и постановочные воссоздания.
Выставка Bob Marley One Love Experience, обещающая погружение в атмосферу, иллюстрирующую философию, видение и драйв, которые сделали Марли одним из самых известных певцов на планете, проходит в шести залах на двух этажах лондонской галереи Saatchi. Тон задает гигантская красно-зелено-золотая копия мультиплатинового альбома-компиляции Legend, которая занимает центральное место в открывающемся зале One Love Music Room. Кроме даты и места его рождения, указанного на баннере на стене, информации о самом человеке крайне мало, хотя многие, возможно, уже знакомы с его историей. Здесь есть награда в честь его введения в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году и несколько пропусков в закулисный тур, но самым ярким экспонатом в комнате является портрет во всю стену, выполненный мистером Брейнвашем, в котором ловко собраны все обложки альбомов Island Records, выставленные напротив копий самих альбомов.
В One Love Forest можно поваляться на бобовых мешках или покачаться на канате, но мы вряд ли переносимся в ямайскую сельскую местность: под туманным зеленым светом и щебетом птиц здесь чувствуется запах дезинфицирующих средств и искусственной травы, а пластиковые растения напоминают нам, что мы в Вавилоне, а не на идиллических холмах Найн-Майла, где Марли провел свои годы становления.
Полупогружение в атмосферу продолжается в студии Soul Shakedown, где в наушниках Bluetooth можно смотреть записи концертов на различных видеоэкранах. Здесь же представлены ранее невиданные фотографии, в том числе живые снимки из ранних туров, Марли в окружении ямайских политиков Майкла Мэнли и Эдварда Сиги на концерте One Love Peace Concert, а также альтернативный снимок из лифта, украсивший заднюю обложку Uprising и отражающий ключевые моменты его карьеры.
Зона The Beautiful Life отдает дань уважения любви Марли к футболу и настольному теннису, но здесь же можно увидеть и безвозмездную демонстрацию семейного третьего комплекта обуви Adidas Ajax, по иронии судьбы расположенного под цитатой из песни: «Не приобретай мир и не теряй душу / Мудрость лучше серебра и золота», что подчеркивает борьбу между искусством и коммерцией в основе посмертной индустрии Марли.
Наверху длинный коридор, заваленный сценическим оборудованием, ведет к выставке «Бетонные джунгли и фан-арт», где представлено больше работ мистера Брейнваша и ряд портретов, выполненных в основном неаккредитованными художниками, многие из которых завораживают. Особенно поражает работа, сделанная из выброшенных компонентов мобильного телефона; другие работы представляют Марли в образе космического воина или библейского пророка. Последний зал посвящен вдове Рите, а также детям и внукам, которые стали известными исполнителями (включая Зигги, Стивена, Джулиана, Дэмиана и Скипа). Затем выходите через сувенирный магазин, где на видном месте выставлены кружки One Love и пазлы.
Как следует из названия, «Боб Марли: Одна любовь (2024)» не отличается особыми нюансами и не стремится быть глубоким; это в значительной степени коммерческое предприятие, прославляющее Марли как успешного деятеля индустрии, так и творческую силу. Тем не менее, формат, ориентированный на семейный досуг, является инклюзивным (если не очень поучительным), и независимо от того, является ли он убежденным приверженцем или случайным слушателем, здесь есть чем насладиться в течение часа или двух, если подойти к делу с открытым сердцем.
Определенно интересный фильм, но я ожидал от него более длинной автобиографии, потому что, например, о жизни Боба Марли я ничего не знаю. Фильм концентрируется только на определенной главе жизни Марли, и ему не хватает динамичности для зрителя. Что касается растафарианства, которым фильм наполнен как минимум наполовину, то я не думаю, что среднестатистический западный человек может его понять, это местное явление, и в большинстве случаев в нем нужно родиться. Но мне нравится, что у них есть свои традиции, своя религия, которую они понимают и которая справедлива для них». Что касается напряженной политической ситуации на Ямайке, то Боба Марли постигла та же участь, что и, например, Ганди, у которого были те же намерения — положить конец кровопролитию между двумя группировками. Боб тоже был далеко не мертв.
В киноиндустрии существуют свои правила. Если кто-то хочет получить «Оскар», он обычно выпускает свой фильм в конце года. А если он хочет снять байопик, то шансы на получение награды удваиваются. Однако «Боб Марли: Одна любовь» выбивается из этой модели. Похоже, создатели не хотят конкурировать с другими фильмами, жаждущими «Оскара». Сам фильм исследует изгнание Марли в Англию и возвращение на Ямайку, но довольно поверхностно. Ему не хватает глубины, и он старается избежать противоречий, из-за чего образ Марли кажется безвкусным. Несмотря на то, что фильм хорошо смотрится и неплохо сыгран, он не дает много нового о жизни Марли. Стоит ли смотреть этот посредственный фильм, зависит от вашего интереса к музыке и жизни Марли.
Я согласна, что создателям фильма не стоило бояться немного углубиться в тему, Боб Марли был очень противоречивой личностью, в то время как фильм получился довольно нейтральным, плоским. Однако, в конце концов, это не трагедия. В рамках жанра он, несомненно, имеет рейтинг выше среднего. Больше всего удивил Кингсли Бен-Адир, некоторые его позы были очень точно срежиссированы Марли. Особого эмоционального воздействия на меня это не оказало, но все прошло быстро. Я также оценил обилие оригинальных песен, звучащих в фильме. Зачем быть критичным, я вышел из кинотеатра довольным (если не брать в расчет подростков, которые ходят в кино практически ради прелюдии).
Я люблю такие фильмы о жизни умерших музыкантов. Боб Марли — интересный выбор для экранизации. Честно говоря, мне кажется, что в его жизни было бы больше драматических моментов. Фильм приятно смотреть из-за непринужденной атмосферы. Возможно, фильму не хватает каких-то ярких моментов, но если вы хотите немного узнать о жизни Боба Марли, то это неплохой выбор. Оценка 7/10.
Творчество Рейнальдо Маркуса Грина в основном сосредоточено на биопиках. Именно этот человек подарил нам очень уморительного «Короля Ричарда», который даже пытался выиграть матч за лучшую картину на «Оскаре» и другие номинации. Здесь Грин продолжает свою работу, придумав байопик о Бобе Марли. Я вообще очень рад, когда в течение года выходит хотя бы два байопика. В этом году у нас уже был средний «Феррари», а теперь еще и «Бобби». А когда биографические фильмы о музыкантах все-таки выходят, они, как правило, оказываются уморительными. Богемская рапсодия» заставила сесть на задницу — фильм предложил захватывающую историю, дополненную отличными техническими аспектами. Затем был «Ракетчик», который попытался сделать мюзикл в более сумасшедшей стилистике, и ему это удалось. Затем «Элвис», от которого веяло красками, а стиль Лурмана был напыщенным. И вот теперь появился фильм о короле регги. К сожалению, он не придумывает ничего нового и эксцентричного. Проблема в том, что фильм ни на чем не фокусируется и ничего не подчеркивает. Возьмем, к примеру, «Али» Майкла Манна, который вместо того, чтобы быть классическим спортивным байопиком, больше сосредоточился на политике вокруг Али и его позиции в ней. К сожалению и несчастью, это Майкл Манн, или те моменты на ринге полностью перечеркивают политическую линию. Манн сосредоточился на событиях вокруг Али, а не на сознании удивительного бойца Муххамеда Али. Впрочем, если бы политическая линия была лучше, я бы не сказал ни слова, но она сильно отстает от рестлинг-линии. Я пытался донести до вас мысль об Али, что я бы совсем не возражал против «Марли», если бы фильм сосредоточился на политической линии. Ну, да, просто «Боб Марли: Одна любовь» не делает ничего, чтобы выделиться, ничего, чтобы привлечь внимание. Политика, песни, личная жизнь, концерты — все это есть, но в таком масштабе, что уже и не вспомнить, что доминировало в фильме. Если кому-то не нравилась сюжетная линия в «Богемской рапсодии», он не мог сказать ни слова против технической стороны. В то время как здесь зритель не получает ничего, что могло бы выбить его из колеи. Политическая линия, несмотря на то, что фильм делает вид, что уделяет ей достаточно внимания, оказывается прямо противоположной. Личная жизнь здесь присутствует лишь на периферии, и мы так и не узнаем самого Боба Марли. То, что есть две-три слегка эмоциональные сцены — это одно, но на этом все и заканчивается. Я бы сравнил концовку с «Богемской рапсодией». Потому что там был спад ближе к концу, когда мы узнали, что Фредди болен СПИДом. Потому что там у нас было достаточно пространства для развития отношений с персонажем, и потому что история была полна эмоций и имела четкую структуру, она действительно играла на эмоциях в конце. Здесь же мы узнаем, что Марли неизлечимо болен, но, кроме объявления доктора, это не вызывает никаких эмоций. Здесь фильму не удается захватить вас за эмоции, даже на концертах, которые обычно являются непременным атрибутом такого рода фильмов. Концерты приятны, но, вероятно, лучшие моменты — это когда группа сочиняет. В целом я немного разочарован фильмом, он не может ни на чем сосредоточиться и в то же время хочет поглотить все, что сделало Боба Марли Бобом Марли. Возможно, ошибкой является и то, что в фильме показана лишь часть жизни Боба Марли. Фильм начинается с +- эмиграции Боба в Британию. Это не может быть ошибкой, то есть, если все сделано правильно, но это не сделано правильно. Биопики — это, как правило, возможность для актера заработать «Оскар». Кингсли Бен-Адир, конечно, ближе всех к этому, но мне почему-то не взорвала память его игра. Он сыграл хорошо, но стремление к «Оскару» бесполезно. Лаша Линч играет похоже на Кингсли или хорошо, но не идеально. С технической стороны я, наверное, должен похвалить звук и музыку, и я это сделаю, но если сравнивать с «Богемской рапсодией» или «Элвисом», то с технической стороны это пылинка, в буквальном смысле. Песни поднимают настроение, и я скачал пару из них, но это несомненно для такого рода фильмов. Операторская работа не впечатляет, как и монтаж и другие элементы. Подводя итог и ставя точку. Я немного разочарован фильмом, я думал, что байопики о музыкальном мире — это то, что нужно, но теперь Бобби показывает, что это совсем не так. В фильме нет ничего необычного, ничего, что могло бы сделать его глупым. Даже если я просто даю отрицательную рецензию, с другой стороны, я не считаю, что это плохой фильм. Просто я не привык, чтобы музыкальный байопик был настолько неординарным. Bob Marley: One Love — это такой байопик, который ни на чем не акцентирует внимание, ни в чем не преуспевает и предлагает лишь развлечение выше среднего, что очень обидно, особенно в данном случае. 5.5-6/10