В начале фильма «Боб Марли: Одна любовь» мы встречаем главного героя (Кингсли Бен-Адир) в тот момент, когда он уже стал национальным героем Ямайки. Вечный идеалист и неутомимый популяризатор родного острова, он страдает от всепроникающего насилия, разжигаемого двумя основными противоборствующими политическими лагерями и связанными с ними преступными группировками. Несколько наивно Марли мечтает устроить гигантский концерт, который соберет всех нынешних врагов под одной сценой и с помощью своей музыки заставит их зарыть топор войны. Но прежде чем эта мечта осуществится, в дверь его дома стучится насилие. Его жена и менеджер получают серьезные ранения в результате нападения вооруженной банды. Это срывает шоры с глаз Боба, и он понимает, что Ямайка — не та страна, в которой он хотел бы растить своих детей в данный момент. Они переезжают в Европу, в Англию, где на дредовласого парня в типичной вязаной толстовке смотрят без особого любопытства. Но если человек — гениальный музыкант, он добьется успеха в среде, которая способна посадить его в тюрьму только за внешность. Парадоксально, но именно здесь, на островах, которые не могут быть более непохожими на его родные, его карьера взлетает так, что он по праву занимает место среди самых влиятельных музыкантов двадцатого века.
Потертый лист бумаги формата А4 с текстом песни Turn Your Lights Down Low, испещренным исправлениями; пара старых футбольных бутс с грязью в бутсах; поверхность потрепанной акустической гитары, испорченной от чрезмерного использования. Таких пронзительных реликвий мало на первой гастрольной выставке, посвященной Бобу Марли, которая в основном полагается на портреты, золотые диски в рамке и постановочные воссоздания.
Выставка Bob Marley One Love Experience, обещающая погружение в атмосферу, иллюстрирующую философию, видение и драйв, которые сделали Марли одним из самых известных певцов на планете, проходит в шести залах на двух этажах лондонской галереи Saatchi. Тон задает гигантская красно-зелено-золотая копия мультиплатинового альбома-компиляции Legend, которая занимает центральное место в открывающемся зале One Love Music Room. Кроме даты и места его рождения, указанного на баннере на стене, информации о самом человеке крайне мало, хотя многие, возможно, уже знакомы с его историей. Здесь есть награда в честь его введения в Зал славы рок-н-ролла в 1994 году и несколько пропусков в закулисный тур, но самым ярким экспонатом в комнате является портрет во всю стену, выполненный мистером Брейнвашем, в котором ловко собраны все обложки альбомов Island Records, выставленные напротив копий самих альбомов.
В One Love Forest можно поваляться на бобовых мешках или покачаться на канате, но мы вряд ли переносимся в ямайскую сельскую местность: под туманным зеленым светом и щебетом птиц здесь чувствуется запах дезинфицирующих средств и искусственной травы, а пластиковые растения напоминают нам, что мы в Вавилоне, а не на идиллических холмах Найн-Майла, где Марли провел свои годы становления.
Полупогружение в атмосферу продолжается в студии Soul Shakedown, где в наушниках Bluetooth можно смотреть записи концертов на различных видеоэкранах. Здесь же представлены ранее невиданные фотографии, в том числе живые снимки из ранних туров, Марли в окружении ямайских политиков Майкла Мэнли и Эдварда Сиги на концерте One Love Peace Concert, а также альтернативный снимок из лифта, украсивший заднюю обложку Uprising и отражающий ключевые моменты его карьеры.
Зона The Beautiful Life отдает дань уважения любви Марли к футболу и настольному теннису, но здесь же можно увидеть и безвозмездную демонстрацию семейного третьего комплекта обуви Adidas Ajax, по иронии судьбы расположенного под цитатой из песни: «Не приобретай мир и не теряй душу / Мудрость лучше серебра и золота», что подчеркивает борьбу между искусством и коммерцией в основе посмертной индустрии Марли.
Наверху длинный коридор, заваленный сценическим оборудованием, ведет к выставке «Бетонные джунгли и фан-арт», где представлено больше работ мистера Брейнваша и ряд портретов, выполненных в основном неаккредитованными художниками, многие из которых завораживают. Особенно поражает работа, сделанная из выброшенных компонентов мобильного телефона; другие работы представляют Марли в образе космического воина или библейского пророка. Последний зал посвящен вдове Рите, а также детям и внукам, которые стали известными исполнителями (включая Зигги, Стивена, Джулиана, Дэмиана и Скипа). Затем выходите через сувенирный магазин, где на видном месте выставлены кружки One Love и пазлы.
Как следует из названия, «Боб Марли: Одна любовь (2024)» не отличается особыми нюансами и не стремится быть глубоким; это в значительной степени коммерческое предприятие, прославляющее Марли как успешного деятеля индустрии, так и творческую силу. Тем не менее, формат, ориентированный на семейный досуг, является инклюзивным (если не очень поучительным), и независимо от того, является ли он убежденным приверженцем или случайным слушателем, здесь есть чем насладиться в течение часа или двух, если подойти к делу с открытым сердцем.
Главный герой был ярко выражен кинематографически, темы вокруг Боба Марли было более чем мало для эмоционального повествования, но что же нам дали создатели фильма. Обязательный к просмотру фильм, чтобы порадовать семью Боба Марли и нагадить зрителю. Драматически абсолютно дисфункциональное повествование, предлагающее политическую ситуацию на Ямайке, формирование личности и взглядов Боба Марли или показатель его творческого взросления, ведь даже отношения с его мадам здесь показаны как разжеванный Педро, в то время как кадры показывают, что у него было множество слоев. Боб Марли произвел на меня очень сочувственное впечатление, признаюсь, фильм вызвал у меня интерес к Бобу Марли и даже желание купить его пластинку, но как зритель я действительно смотрел 103 минуты на поднятый средний палец от создателей фильма. Съемки были хорошими, музыка тоже, и я хотел бы поставить снисходительные 3*, но что за снисхождение у создателей фильма к зрителям? Никакого! Сцена-сцена-сцена-сцена-сцена-сцена-сцена-сцена-сцена, вы рады семье Боба Марли? Да? Ладно, давайте перейдем к сцене-срезу-срезу-срезу. Ради этого не стоит снимать фильмы.
Рейнальдо Маркус Грин отслужил свое. С разрешения семьи Боба Марли он сделал аудиовизуальный мемориал о нем, в котором нет недостатка в его песнях, но прежде всего в трудностях, связанных не только с борьбой за мир в, возможно, самый переломный период его карьеры. Грин знает свое дело, и именно поэтому получившийся фильм не лишен недостатков. И все же, в целом, это взаимозаменяемый байопик, а не исключительный и буквально захватывающий биографический фильм, который мог бы больше проникнуть в суть своего заглавного героя. В конце концов, таких фильмов в последние годы выходило множество, а «Боб Марли: Одна любовь» и близко к ним не подходит. И этому не способствует должным образом энергичная игра Кингсли Бен-Адира, которому, собственно, и удается вытянуть финальное впечатление up…..