Описание "Достучаться до небес 2 (2023)"

Тесная дружба между Артуром (Михаэль Мертенс) и Феликсом (Тиль Швайгер) подвергается испытанию, когда один одалживает другому свою карточку медицинского страхования. Артур узнает, что Феликс смертельно болен, но Феликс об этом еще не знает. Однако из-за того, что ему не хватает смелости сообщить приятелю плохие новости и горькую правду, он вскоре запутывается в паутине лжи, и внезапно все переворачивается: Феликс, который на самом деле неизлечимо болен, верит, что здоровый Артур на самом деле скоро умрет. Он самоотверженно соглашается ухаживать за Артуром и веселить его в якобы последние дни его жизни. В результате у Артура появляется новый взгляд на жизнь, и Феликс тоже приходит в движение: Ему удается открыть свое сердце и постепенно научиться любить.

Трейлер "Достучаться до небес 2 (2023)"

Оригинальное название: Das Beste kommt noch!
Премьера:
Страна: Germany
Время: 111 Мин.
IMDb Рейтинг: 6.2
TMDb Рейтинг: 4.5

Рецензия Zetflix к "Достучаться до небес 2 (2023)"

Карьера Тиля Швайгера сейчас находится на переломе: после нескольких провалов и неудач подряд «Манта-Манта — Zwoter Teil» стал кратковременным коммерческим возрождением для бывшего любимца публики (хотя и далеким от «Keinohrhasen» или «Honig im Kopf», которые входят в число самых успешных немецких фильмов всех времен), но в то же время это был и миллионный успех, выпущенный в начале этого года, который вскоре был окружен всевозможными некрасивыми историями. Сообщения об оскорбительном поведении на съемочной площадке ходили по рукам, и помимо обвинений, некоторые из которых Швайгер признал, от словесного до физического насилия (и в основном связанных с употреблением алкоголя), был еще и иск от соавтора «Кейнорхазена» и «Цвайоркюкена» Аники Деккер, которая требовала большей доли прибыли от комедийного хита — и оказалась права.

Какое отношение все это имеет к «Лучшее еще впереди!»? Довольно много: трагикомедия, название которой можно трактовать как ироническое или вызывающе-программное, не только является первым признаком жизни Швайгера в кино с тех пор, как он публично вышел из моды. Это также, возможно, его самый честный фильм на сегодняшний день, в котором 59-летний актер не представляет себя — точнее, не только представляет — в виде искаженного идеализированного образа, а скорее рассуждает о своих слабостях, о своей смертности и о своей запятнанной звездной славе. Но это не значит, что «Лучшее еще впереди!» не является классическим фильмом Тиля Швайгера, во всех смыслах этого слова…

Начало конца

Фильм начинается с черно-белого флэшбэка из детства: Феликс и Артур собираются участвовать в школьном спектакле. Феликс (впоследствии Тиль Швайгер) играет главную роль, но тяжело переживает тот факт, что его покойная мать больше не может сидеть в зале — и что место его отсутствующего в прямом и переносном смысле отца снова пустует. Артур (в роли взрослого — Майкл Мертенс) вынужден довольствоваться единственной фразой, которая будет звучать через весь фильм как мантра: «Это начало конца». Оба недовольны своим положением, поэтому решают вырваться на свободу — Феликс выступает в роли организатора, а Артур позволяет тащить себя за собой.

Спустя много десятилетий ситуация остается прежней: Феликс живет беззаботной жизнью, любит быть в центре внимания и подавляет боль от того, что его отношения с отцом разрушились. Артур работает врачом и преподает в известном исследовательском институте, но в остальном является актером второго плана в своей собственной жизни, педантичным обывателем, которого либо не замечают, либо высмеивают, либо презирают все вокруг: бывшая жена Вивиан (Франциска Маченс), к которой он все еще привязан, его бунтующая дочь-подросток Джули (Эмма Швайгер), его мерзкий босс (Хайно Ферх) и его студенты. Феликс — единственный, кто по-настоящему поддерживает его, хотя их отношения поначалу характеризуются лишь разногласиями.

Даже спустя много десятилетий Феликс (Тиль Швайгер) и Артур (Майкл Мертенс) остаются лучшими друзьями.

Даже спустя много десятилетий Феликс (Тиль Швайгер) и Артур (Майкл Мертенс) остаются лучшими друзьями.

Драма в центре фильма разворачивается, когда к Феликсу, полностью выгоревшему, приходят должники и он падает с балкона. По необходимости Артур одалживает ему свою карточку медицинского страхования — и узнает, что Феликс смертельно болен и жить ему осталось всего полгода. Он пытается сообщить другу страшную новость, но у него не хватает духу сделать это. Но это еще не все: словесное недоразумение приводит к тому, что Феликс считает, что смертельно болен не он, а Артур. И тогда мнимый здоровый мужчина предлагает ухаживать за ним до самой смерти и помочь ему насладиться последними неделями жизни…

Абсурдная конструкция путаницы была написана не режиссером «Коковея», а уже на основе одноименного французского оригинала 2019 года, который режиссер не столько переделал, сколько переснял. В конце концов, фильмы Тиля Швайгера уже давно существуют в совершенно отдельной параллельной вселенной, к которой уже нельзя подходить с вопросами достоверности: финансовое положение его героя служит лишь катализатором, но в дальнейшем никогда не поднимается — или только до той степени, когда Феликс не только без спроса поселяется у якобы больного Артура, но и с радостью помогает себе его бумажником и кредитной картой, что никогда не приводит к каким-либо серьезным расхождениям.

Когда однажды вечером ему приходит в голову идея войти в электронный почтовый ящик друга, чтобы написать от его имени (и от имени всего коллектива) оскорбительное письмо своему нелюбимому боссу, это не приводит к ссоре. Вместо этого Артур наконец-то дает отпор снисходительному доктору Карвену, требует свои 2000 (!) часов сверхурочных и в конце концов на полном ходу врезается в его Porsche, который продолжает его парковать. Именно так действуют персонажи в комедийном космосе Швайгера.

Дикие повороты, постоянные смены настроения и евродэнс

В принципе, остается непонятным, как эти два принципиально разных человека смогли сохранить свою связь на протяжении 50 лет. Ведь в фильме огромное количество времени уделяется их различиям — даже перед лицом смерти Феликс продолжает подтрунивать над своим другом по поводу его недостатков. Но в мире Тиля Швайгера с такими вещами приходится мириться как с данностью. Остальное берет на себя медленно зарождающаяся приятельская химия между звездой «Достучаться до небес», который снова играет свою версию мужественного мужчины-ребенка, и Михаэлем Мертенсом, который, к счастью, не забыл, что он достиг высшей комедийной формы в роли графа Фалько в фильмах «Биби и Тина».

Как и каждый фильм Тиля Швайгера, «Лучшее еще впереди!» совершает самые дикие повороты. Стили и настроения меняются так же быстро, как Швайгер переходит от одного лица к другому. Когда Феликс выражает желание погладить верблюда, ставя галочку в их списке желаний, они не идут в местный зоопарк, а отправляются в Марокко вместе с Джули. Там мы наблюдаем за ними около двух минут, пока они мчатся по песку в автомобиле по пустыне под евродэнс-хит Доктора Албана «It’s My Life».

В этот момент «Лучшее еще впереди!» погружается в почти дневные грезы — несмотря на то, что мы только что прочувствовали нарастающий слэпстик, в котором Феликс пытается научить своего неуклюжего приятеля флиртовать в шикарном ресторане.

Отправляйтесь в Марокко, чтобы погладить верблюдов

Отправляйтесь в Марокко, чтобы погладить верблюдов

Но кое-что отличается от обычного: да, немногочисленные женские персонажи — особенно бывшая жена Артура, которую дважды приходится называть «жесткой и самодовольной», — как обычно, написаны слабо. Постановка Швайгера снова нестабильна и неритмична, он путается в неуклюжих гэгах, которые, как правило, выходят за пределы своего зенита, и не может удержаться от странного замечания в духе бумеров о здоровом питании, например. И в течение некоторого времени он, как всегда, комфортно чувствует себя в роли гопника, который, в отличие от Артура, понимает, как жить дальше. Но в отличие, например, от «Классентреффена 1.0», «Лучшего не бывает!» не является злобным фильмом: когда произносится фраза о том, что цинизм — это противоположность любви, кажется, что это отражает смену парадигмы, возможно, даже что-то вроде озарения. Швайгер впервые наделяет своего героя переломами.

Феликс — не бабник, на которого смотрят ряды других мужчин. Когда он застает свою (довольно молодую) девушку на улице с другим мужчиной, на него вешают ярлык «старика», и именно так он воспринимается в этой сцене — вычеркнутым из жизни и оставленным позади. Он разорен и, очевидно, имеет проблемы с алкоголем, в чем он даже признается, когда Артур ставит его в известность о своем пьянстве. Начало конца уже давно наступило, только Феликс об этом не знает, как и о своей приближающейся смерти.

Петер Симонишек в своей последней роли

Хотя, как обычно у Швайгера, возникает вопрос, как история о смертельном диагнозе рака может сочетаться с шутками о сиденьях унитазов, полных мочи, «Das Beste kommt noch!» на самом деле становится исследованием конечности и смертности — по крайней мере, настолько, насколько это возможно в фильме Тиля Швайгера.

В конце концов, неизбежное дорожное путешествие приводит его не к морю, а в горы в Австрии, где живет отшельником его отец Бернхард. Его играет Петер Симонишек («Тони Эрдманн»), который снялся здесь в последний раз, прежде чем сам скончался от смертельной болезни в 2023 году. Несмотря на то, что примирение отца и сына (к которому, естественно, привела совместная выпивка) происходит крайне неожиданно, кино и реальность перемешиваются здесь очень трогательным образом.

Петер Симонишек играет отца Феликса Бернхарда в своей последней роли перед смертью

Петер Симонишек играет отца Феликса Бернхарда в своей последней роли перед смертью

Не будет спойлером, если мы сообщим, что Феликс действительно умирает в конце — ведь с самого начала не было сомнений, что жить ему осталось недолго. Но то, как Швайгер инсценирует собственную (киношную) смерть, весьма примечательно: перед его могилой посреди заснеженного горного пейзажа (возможно, не случайно архетипического образа истории немецкого кино) стоит черно-белая фотография модели, на которой он изображен в расцвете сил с обнаженной верхней частью тела — как будто здесь хоронят не только Феликса, но и звездную персону Швайгера.

В сцене финальных титров, которая возвращает главных героев в детство, за этим следует мета-гэг, отсылающий к последующему успеху «Манта-Манты» — и тем самым предвосхищающий давно ушедшее будущее. Начало после конца. Кино Тиля Швайгера еще никогда не было таким тоскливым.

Вывод: тот, кто смотрит «Лучшее еще впереди!» ради типичного безумия Тиля Швайгера, точно не будет разочарован — но ремейк трагикомедии также удивляет тоскливыми и саморефлексивными моментами, которые никогда прежде не встречались в кино Швайгера.

Рецензии пользователей к "Достучаться до небес 2 (2023)"

Отзывов ещё нет. Напишите первым.

Смотрите на Zetflix

Свет (2023)
Лучшие времена (2023)
Между нами горы (2017)
10 жизней (2024)
Дом Gucci (2021)
Самозванец (2011)
Империя (2024)
Забастовка 1907 (2023)
Часы приёма (2024)
Палмер (2021)
Молодая мама (2013)
Злобные маленькие письма (2024)