Подросток Карин оказывается брошенной отцом в сельской местности Японии. Живя в храме с дедушкой, она знакомится с Анзу, гигантским «котом-призраком» и известным бездельником, которому поручено присматривать за ней. Недоверчивая к своему новому опекуну, Карин саботирует работу Анзу для горожан и дружит с эксцентричными лесными духами. Пытаясь переубедить Карин, Анзу случайно заключает сделку с дьяволом, и весь ад выходит наружу.
10 лет назад проект начал двигаться. В результате один из величайших режиссеров сухого японского кино объединился с восходящей звездой анимации для создания ротоскопированного фильма о найденной семье, роли родителей и самом забавном непочтительном оранжевом коте.
Нобухиро Ямасита — имя, которое должно быть знакомо поклонникам японского кино. Несмотря на то, что он наиболее известен по негромкому, но поднимающему настроение фильму «Линда Линда Линда», большинство его работ — это более сухая, непосредственная подача повседневной жизни, в которой присутствуют моменты неловкости, составляющие ее.
Ямасита заслужил репутацию создателя фильмов о бездельниках, и на то есть веские причины — начиная с его дебютной работы «Туманная жизнь», повествующей о маловероятной дружбе между неудачниками, которые тем не менее решают продолжать жить дальше. Аналогичная картина прослеживается во всей его фильмографии: Саморазрушительная история сына сексуального маньяка, который бойкотирует себя на каждом шагу и ничего не исправляет в своей жизни, но к концу фильма обретает одно маленькое хобби; двое нерадивых неудачников из «Ничьего ковчега», над чьими планами разбогатеть смеются и в городе, и в деревне, куда они сбегают; даже титульная героиня «Тамако в моратории», оставшаяся без работы после окончания университета и погруженная в недуг, который не позволяет ей найти путь вперед.
Несмотря на склонность к персонажам, которых общество посчитало бы неудачниками, Ямасита не делает из их ситуации напыщенного смысла и не ограничивается традиционно злодейскими, ленивыми героями. Очевидным примером является его адаптация «Сливочного лимона», в которой показана пара благополучных братьев и сестер, которые бросают все из-за своей страстной, запретной любви и в конце концов не могут найти общий язык. Будь то вырождение, нежелательные черты характера или просто несоответствие общественным стандартам, Ямаситу интересуют персонажи, в разной степени отклонившиеся от ожидаемого пути. Они никогда не бывают окончательно неисправимыми, даже если близки к этой крайности, и всегда несовершенны, если ближе к другой. Даже в работе, которая станет его главным дебютом в анимации, этот вкус к чудакам в корне изменил историю, которую они собирались рассказать.
Еще один аспект, который сразу же бросается в глаза зрителю в любом из фильмов Ямаситы, — это паузы. Несмотря на то что он едва ли не единственный режиссер, придерживающийся замедленного ритма, его любовь задерживать кадр так долго, что даже актеры начинают испытывать заметную неловкость, придает его работам весьма своеобразный вкус.
Словно желая донести до зрителя мысль о том, что многие разговоры в реальной жизни не проходят гладко, его персонажи постоянно оказываются в неудобных, слишком длинных кадрах — в некоторых моментах это используется для странного юмора, но также и как строительный блок в его повествовании. В вышеупомянутой Тамако темп ее жизни, часто останавливающийся, заставляет вас проникнуть в ее образ мыслей: это вялый молодой человек, которому нужно восстановить рутину с помощью мимикрии, что в конце концов дает ей возможность двигаться вперед. В «Поезде-трудяге» застой главного героя драматичен и болезнен; те, кто его окружает, успевают развиваться, а он застревает в своих саморазрушительных старых путях, в этих бесконечных кадрах. Этот ритм — не только чисто стилистическая черта, но и неотъемлемая часть повествования Ямаситы.
Если взять «медленное и неустойчивое развитие событий» и «пристрастие к неудачникам», то мы вполне готовы начать разговор о Bakeneko Anzu-chan, локализованном как Ghost Cat Anzu. Даже на производственном уровне, хотя здесь это не так нарочито, этот фильм не спешит достигать своей цели, не всегда двигаясь в одном темпе, да и вообще не двигаясь, если на то пошло. В информативном интервью для Animation Magazine режиссеры отметили, что к ним обратились около 8 лет назад с предложением снять этот фильм. На презентации фильма на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси 2024 ведущий продюсер Кэйити Кондо отметил, что прошло целое десятилетие с тех пор, как он начал разрабатывать проект адаптации манги Такаси Имасиро. Однако для фильма, на создание которого ушло столько времени, не потребовалось много времени, чтобы убедить Ямаситу: «Анзу-тян» не только соответствует его мировоззрению, но он уже планировал однажды адаптировать ее сам и с тех пор работал над другими адаптациями Имаширо, такими как «Хардкор» (Hard-core, 2018).
Однако, поскольку Кондо является продюсером анимации на студии Shin-Ei, предложение было сделано не только для Ямаситы. В интервью Animation Magazine сорежиссер отмечает, что еще тогда у него была идея сотрудничать в работе над ротоскопированием живого действия с человеком, который может быть хорошо знаком читателям этого сайта: Йоко Куно.
Талантов у Куно много, и они сразу бросаются в глаза. Как аниматор и режиссер в 2D- и 3D-аниме, иллюстратор, мангака, дизайнер и в какой бы роли она ни выступала, ее стиль остается роскошным и излучает детское удивление. От ее постоянно меняющейся анимации захватывает дух, и она уже не раз использовала ее, чтобы придать особый магический характер отдельным моментам: сон, инопланетный мир, онейрическая дистилляция отношений или безграничное воображение ребенка. Она из тех артистов, которые, выходя на сцену, сразу же дают почувствовать, что происходит нечто особенное.
Кроме того, Куно прекрасно владеет техникой ротоскопирования, которую она часто использовала в своих личных работах, а также в аниме-индустрии в фильме Сюндзи Иваи «Дело Ханы и Алисы». Хотя ее работы в коммерческой анимации в основном были подчинены другим, было бы неправильно утверждать, что у нее не было шанса продемонстрировать свое собственное видение — точнее, невозможно, чтобы ее чувствительность и очаровательное исполнение не привлекли внимание и не перенесли вас в ее мир. Она из тех артистов, к которым, естественно, тянутся продюсеры, преданные своему ремеслу, и это в полной мере относится и к Кондо. Учитывая хронологию событий, очевидно, что он обратился к ней в самом начале ее профессиональной карьеры. Комментарий Куно после запуска проекта, который до сих пор доступен на официальном сайте, также намекает на то, что она должна была согласиться так же быстро, ведь она тоже была поклонницей исходного материала.
Однако, как бы быстро все ни были готовы к работе с режиссерской стороны, ни для кого не секрет, что получение финансирования и формирование полноценной команды для проектов, отклоняющихся от коммерческих норм индустрии, — это настоящий кошмар. Стоит отметить, что отношения между этими основными создателями развивались гладко; Куно стал постоянным участником и играл все более важные роли в таких франшизах Shin-Ei, как Shin-chan, особенно в фильмах, снятых Кондо. Оба они вместе с Ямаситой приняли участие в другой работе: рекламном ролике для Культурного города Восточной Азии в Тосиме, который снова показывает привлекательность места через детское воображение. Однако когда дело дошло до их главного начинания, они не смогли продвинуться вперед после предварительного процесса, начавшегося в 2017 году.
Не будет преувеличением сказать, что, придя в проект в 2021 году, французская студия Miyu Productions спасла Анзу-тян. Только тогда производство закрепилось, причем довольно уникальным образом: Shin-Ei займется кел-активами, то есть анимацией и ее раскраской, а Miyu будет отвечать за арт-дирекцию, фоны и цветовое оформление. Вдобавок к этой сложной схеме, мы еще говорим о фильме, который сначала будет снят в реальном времени маститым режиссером, а затем ротоскопирован с другим смелым режиссером, стоящим у руля анимации. Для всех участников это был первый опыт: первый крупный проект в анимации, режиссерский дебют, первое совместное производство такого рода. Трудно представить себе проект с большим количеством потенциальных источников трений, так каков же результат? Вкратце: поразительно хорош.
Точнее говоря, «Анзу-тян» — это фильм, в котором всем пришлось в чем-то уступить, но так, что это привело к очаровательному результату, к которому ни один из участников не смог бы прийти самостоятельно. Характерный ритм Ямаситы очень сильно присутствует в фильме, хотя и не так сильно, как в его отдельных работах; это может шокировать зрителей, не до конца знакомых с его стилем, потому что вы все равно будете смотреть на персонажей, неловко уставившихся на вас несколько секунд подряд. Его общая сухость также несколько сгладилась, просто благодаря более пышному режиссерскому подходу Куно. Даже ее природные наклонности несколько изменились, так как ее склонность к холодным цветам должна была уступить место более теплой режиссуре Мию, что облегчает восприятие сюжета, создавая ощущение, что вы действительно переживаете порой мрачную историю глазами ребенка.
Так что же это за история? Для начала, она не соответствует исходному материалу. Как адаптация — особенно под руководством двух режиссеров, которые уже были очарованы этим фильмом — это увлекательная реконтекстуализация, чтобы рассказать тот тип повествования, к которому они тяготеют. Анзу-тян» рассказывает о титулованном коте, хотя те, кто видел рекламные материалы, уже знают, что он не совсем обычный: после того как его подобрали в монастыре, Анзу невозмутимо продолжал жить дольше положенного срока… и, кажется, в мгновение ока превратился в антропоморфного кота-призрака в полный рост.
За свои 37 лет Анзу стал именно тем, чего можно ожидать от такого самолюбивого существа, как кот, которому дарована столь долгая жизнь, человекоподобное состояние и мифический статус. То есть он эгоцентричен, вспыльчив, плохо воспитан и так же плохо обращается с деньгами, как вы и ожидали, читая это описание. Особенно в рамках адаптации, он кажется настоящим, глубоко неполноценным мужчиной средних лет, как те, за кем Ямасита любит следить с помощью своей камеры.
Но при этом его качества сияют так же ярко. Этот несчастный кот может проиграть деньги ребенка в пачинко, даже после долгой паузы, во время которой он размышляет о том, что не должен этого делать, но он также обманет божество, чтобы уберечь своих друзей, или даже подвергнет себя физической опасности ради этого; «Я призрачный кот, поэтому я не умру» — хорошая реплика в подобной ситуации, но также и тогда, когда он справедливо разозлил грубого ребенка до такой степени, что ему сказали, чтобы он погиб.
Однако именно когда дело доходит до конкретного невоспитанного ребенка, Анзу-тян по-настоящему отходит от первоисточника. Хотя многие ситуации и общее мировоззрение по-прежнему принадлежат Имасиро, команда, создавшая аниме, пошла на поводу у вкусов обоих режиссеров, добавив ребенка в качестве нового сопротагониста. В отличие от манги, где рассказывается о приключениях кошки с горожанами, в фильме мы оказываемся на месте 11-летней Карин, которая только-только приехала в город.
В чисто ямашитовском стиле она сама — замечательный сорванец, хотя у нее есть на то веские причины: ее единственный живой родитель — непутевый человек, убегающий от ростовщиков, по-своему благонамеренный, но с историей пренебрежения. Этот аспект снова дает о себе знать, когда его абсурдный план проваливается, и он быстро бросает Карин в монастыре ее деда, а сам убегает на поиски денег. К счастью (может быть) для Карин, это оказывается местом жительства Анзу, и некий кот собирается взять ее под руку. Пушистый и, вероятно, вонючий.
Основная тема фильма — родительские отношения и влияние этих отношений на детей. Язвительный характер Карин она скрывает от незнакомцев, пока не оценит их полезность, хотя не нужно быть очень внимательным, чтобы заметить, что ей принадлежит рекорд Гиннесса по количеству щелканий языком в минуту. Она манипулирует людьми на таком уровне, что может легко заслужить сочувствие кучки мифических существ, но, к сожалению, получить их деньги не так-то просто. Хотя она сама по себе личность, совершенно ясно, что многие из этих специфических нежелательных черт она переняла от своего отца-должника.
Сценарий фильма демонстрирует удивительный уровень сдержанной глубины в этом отношении, а некоторые детали подчеркивают это влияние. В самом начале фильма отец Карин без предупреждения появляется в монастыре ее деда. Его грубое, бесцеремонное приветствие звучит как приветствие человека, который считает себя главным героем реальности, а тот факт, что он продолжает просить необоснованную сумму денег в доме, где он позволил своей матери умереть в одиночестве, не совсем положительно характеризует его характер. Карин ненавидит поведение своего отца, но при этом постоянно пытается вымогать у людей деньги. Много позже в фильме, когда она пробирается к квартире отца в городе, ее отрывистое приветствие похоже на то, что было в самом начале. Осознают они это или нет, даже если им это не нравится, дети неизбежно перенимают поведение взрослых, которые их окружают.
И это настолько близко к тезису, насколько Анзу-тян хочет сформулировать. Само присутствие родительской фигуры — какой бы она ни была — необходимо ребенку для формирования собственной личности. Именно так, не будучи сам святым, Анзу решил остаться с Карин, и в итоге противный антропоморфный кот стал лучшей родительской фигурой в ее жизни с тех пор, как она потеряла маму.
Несмотря на все его недостатки и ее колючий характер, эта динамика естественным образом приводит фильм к развязке, которая подтверждает этот тезис. Ни один из режиссеров не хочет предложить идеальный выход из сложившейся ситуации, не собирается заставлять актеров расти из своих многочисленных недостатков, но главный дуэт, несомненно, что-то приобретает на этом пути. В один из моментов фильма причудливый член банды попадает под преследование бога бедности, что грозит сделать его жалкую жизнь еще хуже. Анзу удается обратить божество в бегство, пообещав вернуть удачу его друга к среднему уровню, а не даровать ему удачу. Именно с таким фильмом мы имеем дело, и в этом его очарование.
Однако если уж мы заговорили об очаровании фильма, то не можем закончить эту статью без еще одного кивка в сторону визуального ряда. Как уже отмечалось ранее, стиль, рожденный в результате необычного совместного производства на разных континентах, прекрасен; вы можете заметить небольшой диссонанс между цветами, используемыми в кельте, и цветами, отраженными в великолепных фонах, но это ничтожная доля трения в остальном очень гармоничном фильме — опять же, особенно если учесть, что команда впервые снимала нечто подобное. Анимация следует аналогичной схеме, вплоть до мельчайших деталей. Еще с промо-материалов было заметно, что эмоциональный объем анимации и озвучки не всегда идеально совпадают; это особенно заметно в драматических сценах, например, когда Карин огрызается на Анзу, и та громко реагирует, в то время как рисунки остаются сдержанными, благодаря живой мимике. В конце концов, этот момент, уже присутствовавший в трейлерах, является худшим нарушением (и вряд ли большой проблемой сам по себе) в фильме, который радостно анимирован.
В целом, абстракция процесса ротоскопирования великолепна, она остается приземленной, когда это необходимо, но также становится более свободной, когда фильм хочет повеселиться. Не раз команда аниматоров демонстрировала свое происхождение, создавая чисто шин-чановские выражения на лицах детей города, и это все равно уступает уморительному зрелищу, которое представляет собой наблюдение за движениями Анзу. Натурализм, порожденный ротоскопированием, становится еще смешнее, когда применяется к антропоморфному коту, чью природу никто из местных жителей не ставит под сомнение, а в сочетании с его внезапными вспышками кошачьего поведения и просто ненормальной личностью это выходит на новый уровень. Трудно не рассмеяться, когда, думая, что его ограбили, он попеременно наносит удары ножом по совершенно невинной двери татами и бегает на четвереньках, ощетинившись. Наверное, можно не смеяться, когда он небрежно облизывает свою нижнюю часть тела, но в основном потому, что это заставляет задуматься, не было ли это тоже ротоскопировано.
И это последний сюрприз, который стоит подчеркнуть. Несмотря на то, что большая часть фильма была основана на живом действии, некоторые сцены, которые выиграли бы от полностью оригинального подхода, были анимированы в традиционной манере. К ним относятся такие моменты, как милый, нарочито неясный монтаж фотографий, объясняющий, как бездомная кошка стала мифическим чудаком, но, что самое печальное, более напряженные сцены ближе к концу. Хотя в ретроспективе это очевидно, поскольку его работа уже была показана в трейлерах, работа Кая Икараши создает захватывающую автомобильную погоню, а авторитетные ветераны, такие как Хисаси Мори, также появляются в автомобилях. Такая ширина подачи олицетворяет проект с двумя разными лидерами, созданный в разных условиях, и с эклектичным составом персонажей. Как и этот актерский состав, он, возможно, не совсем идеален, но, как и они, чрезвычайно обаятелен.
Отзывов ещё нет. Напишите первым.