В самом сердце величественных Анд, в роковой день 13 октября 1972 года, разыгралась невообразимая трагедия. Именно в этот день рейс 571 уругвайских ВВС, на борту которого находилась группа страстных регбистов, направлявшихся в Чили, постигла непредвиденная судьба — он столкнулся с грозным ледником. Безмятежный пейзаж, некогда не тронутый человеческим отчаянием, внезапно стал фоном для страшного путешествия на выживание и стойкость.
Сага о рейсе 571 уругвайских ВВС стала предметом многочисленных исследований в средствах массовой информации, включая такие фильмы, как «Выжить» 1976 года и «Живой» 1993 года. Это история невероятной стойкости, затрагивающая основы человеческого духа, веры и братства, но есть в ней и более неприятная сторона, на которой обычно сосредоточено большинство аналитических материалов, посвященных этой катастрофе. Соавтор сценария/режиссер Х.А. Байона не уклоняется от предложений каннибализма, которые появляются в середине фильма, но в «Обществе снега», основанном на книге Пабло Вьерси, он стремится к более конкретному пониманию жертвоприношения. Байона (снимающий свою первую картину после «Мира Юрского периода: Падшее королевство» 2018 года) находит интимность события, стремясь убрать все сенсации, чтобы лучше понять истинную борьбу и горе выживших, стараясь сохранить как можно больше человечности в истории, которая известна прежде всего своими самыми жуткими поворотами.
13 октября 1972 года 45 человек поднялись на борт рейса 571, летевшего в Сантьяго (Чили) из Монтевидео (Уругвай). Большая часть пассажиров входила в состав регбийной команды клуба «Кристианс», которые были рады отправиться на соревнования и насладиться различными социальными возможностями с друзьями и семьей. Ожидая, что приземление произойдет через несколько минут, во время полета над горами Анд, ошибка пилота привела к аварии, в результате которой самолет упал на камни и снег. В катастрофе выжили 33 человека, но ужас этого события только начинался. Нума (Энцо Вогринчич Ролдан) — один из членов команды, поначалу неохотно присоединившийся к полету, становится свидетелем организации жизни, когда мужчины и женщины медленно преодолевают свой шок, понимая, что спасение придет не скоро, если вообще придет. В поисках чего-нибудь, что могло бы защитить их от стихии, пассажиры вынуждены бороться с экстремальной выносливостью, когда голодные боли доводят их до безумия, а надежда постепенно угасает, когда дни превращаются в недели в ловушке в горах.
Байона не относится к авиакатастрофе с нарастающим ужасом. Он создает более личную атмосферу в «Обществе снега», знакомит с командной динамикой и дружескими отношениями, а поездка становится источником волнения для молодых людей, которые любят регби, но также рады возможности познакомиться с чилийскими женщинами во время экскурсии. Авиакатастрофа происходит в первые 15 минут 130-минутного фильма (до финальных титров), и Байона наводит настоящий ужас, наблюдая, как веселье сменяется тревогой, а самолет разрывается на части в горах, разбивая пассажиров, оставляя раны, которые уносят их жизни в первую же ночь мероприятия. В «Обществе снега» не преуменьшается висцеральный опыт крушения, но постановка намерена напомнить зрителям о настоящей утрате, называя имена погибших по мере развития сюжета.
В «Обществе снега» большое количество персонажей, за которыми нужно следить, но сценарий прослеживает горстку выживших, и большую часть просмотра занимает точка зрения Нумы. Он делится своими внутренними мыслями, наблюдая за днями растерянности, которые постепенно превращаются в организованность, когда команда начинает нормировать еду и припасы, пытаясь сохранить всех сытыми и одетыми в условиях высокогорья с запредельными температурами. Большую часть фильма мы не отвлекаемся на мужчин, следя за их реакцией на экстремальность происходящего, включая Нандо (Агустин Парделла), который теряет в катастрофе мать, а его сестра медленно умирает у него на руках. «Общество снега» — это мрачный, но в то же время нежный фильм, в котором мы наблюдаем за товариществом выживших, которые решают вопросы веры и вины по мере того, как проходят дни и постепенно исчезает надежда.
В «Обществе снега» речь идет о приходе каннибализма, когда люди не решаются на такой шаг, но голод оказывается слишком сильным, чтобы его выдержать. Здесь есть немного графического контента, но любой элемент эксплуатации блокируется Байоной, который сосредоточен на понимании процесса принятия решения и мотивации продолжать жить, что вдохновляет на исследование местности. Спортсменов посещает дополнительное насилие, включая ужасающую последовательность схода лавины, но «Общество снега» остается сострадательным, не торопясь исследовать психологические состояния людей, столкнувшихся с собственной смертностью. Байона демонстрирует впечатляющее кино о катастрофах, но его цель — вернуть историю к выжившим, выявить их страхи и невероятную силу во время затяжного кризиса.
Это дерьмо, а бойцы — герои.
Лучшие истории — это те, которые произошли на самом деле и при этом такие невероятные и эмоционально выматывающие. Испано-уругвайская постановка имеет для меня полный смысл, потому что она пропитана правильными культурными чувствами, а благодаря мастерской режиссуре Байоны она является абсолютной вершиной выживания в катастрофах. Мне было страшно, я плакал, я смеялся. Короче говоря, меня переполняли эмоции вдоль и поперек. И это редкая вещь в кино. Мощный фильм в начале года, и сразу на Netflix. Я не мог быть более удивлен.
Выжить» лучше. Я рекомендую вам посмотреть фильм «Мы пережили крушение в Андах», чтобы узнать историю от создателей, а затем получить картинку (она должна быть на YouTube). Сейчас я читаю рецензию на «Выжить», и люди дают ей резкий отзыв, но они пересматривают ее спустя много лет… В те времена фильмы снимались по-другому (лучше), и по сравнению с сегодняшним современным тиком скорости монтажа и сюжета оригинальный фильм — это шедевр. Возможно, потому что Нандо Парадо был привлечен к работе над фильмом в качестве консультанта.
Существует только один оригинал 70-х годов, и за это время кинематограф шагнул далеко вперед. В современном фильме (Netflix 2023) есть все хорошее и плохое, и как ремейк он сделан достойно.
Довольно уморительный ремейк, но мне, честно говоря, больше понравился ремейк 1993 года (Survive). Сюжетная линия всегда хороша, чтобы напомнить о себе именно в те моменты, когда из домашнего тепла думаешь: «Я не могу…».