В самом сердце величественных Анд, в роковой день 13 октября 1972 года, разыгралась невообразимая трагедия. Именно в этот день рейс 571 уругвайских ВВС, на борту которого находилась группа страстных регбистов, направлявшихся в Чили, постигла непредвиденная судьба — он столкнулся с грозным ледником. Безмятежный пейзаж, некогда не тронутый человеческим отчаянием, внезапно стал фоном для страшного путешествия на выживание и стойкость.
Сага о рейсе 571 уругвайских ВВС стала предметом многочисленных исследований в средствах массовой информации, включая такие фильмы, как «Выжить» 1976 года и «Живой» 1993 года. Это история невероятной стойкости, затрагивающая основы человеческого духа, веры и братства, но есть в ней и более неприятная сторона, на которой обычно сосредоточено большинство аналитических материалов, посвященных этой катастрофе. Соавтор сценария/режиссер Х.А. Байона не уклоняется от предложений каннибализма, которые появляются в середине фильма, но в «Обществе снега», основанном на книге Пабло Вьерси, он стремится к более конкретному пониманию жертвоприношения. Байона (снимающий свою первую картину после «Мира Юрского периода: Падшее королевство» 2018 года) находит интимность события, стремясь убрать все сенсации, чтобы лучше понять истинную борьбу и горе выживших, стараясь сохранить как можно больше человечности в истории, которая известна прежде всего своими самыми жуткими поворотами.
13 октября 1972 года 45 человек поднялись на борт рейса 571, летевшего в Сантьяго (Чили) из Монтевидео (Уругвай). Большая часть пассажиров входила в состав регбийной команды клуба «Кристианс», которые были рады отправиться на соревнования и насладиться различными социальными возможностями с друзьями и семьей. Ожидая, что приземление произойдет через несколько минут, во время полета над горами Анд, ошибка пилота привела к аварии, в результате которой самолет упал на камни и снег. В катастрофе выжили 33 человека, но ужас этого события только начинался. Нума (Энцо Вогринчич Ролдан) — один из членов команды, поначалу неохотно присоединившийся к полету, становится свидетелем организации жизни, когда мужчины и женщины медленно преодолевают свой шок, понимая, что спасение придет не скоро, если вообще придет. В поисках чего-нибудь, что могло бы защитить их от стихии, пассажиры вынуждены бороться с экстремальной выносливостью, когда голодные боли доводят их до безумия, а надежда постепенно угасает, когда дни превращаются в недели в ловушке в горах.
Байона не относится к авиакатастрофе с нарастающим ужасом. Он создает более личную атмосферу в «Обществе снега», знакомит с командной динамикой и дружескими отношениями, а поездка становится источником волнения для молодых людей, которые любят регби, но также рады возможности познакомиться с чилийскими женщинами во время экскурсии. Авиакатастрофа происходит в первые 15 минут 130-минутного фильма (до финальных титров), и Байона наводит настоящий ужас, наблюдая, как веселье сменяется тревогой, а самолет разрывается на части в горах, разбивая пассажиров, оставляя раны, которые уносят их жизни в первую же ночь мероприятия. В «Обществе снега» не преуменьшается висцеральный опыт крушения, но постановка намерена напомнить зрителям о настоящей утрате, называя имена погибших по мере развития сюжета.
В «Обществе снега» большое количество персонажей, за которыми нужно следить, но сценарий прослеживает горстку выживших, и большую часть просмотра занимает точка зрения Нумы. Он делится своими внутренними мыслями, наблюдая за днями растерянности, которые постепенно превращаются в организованность, когда команда начинает нормировать еду и припасы, пытаясь сохранить всех сытыми и одетыми в условиях высокогорья с запредельными температурами. Большую часть фильма мы не отвлекаемся на мужчин, следя за их реакцией на экстремальность происходящего, включая Нандо (Агустин Парделла), который теряет в катастрофе мать, а его сестра медленно умирает у него на руках. «Общество снега» — это мрачный, но в то же время нежный фильм, в котором мы наблюдаем за товариществом выживших, которые решают вопросы веры и вины по мере того, как проходят дни и постепенно исчезает надежда.
В «Обществе снега» речь идет о приходе каннибализма, когда люди не решаются на такой шаг, но голод оказывается слишком сильным, чтобы его выдержать. Здесь есть немного графического контента, но любой элемент эксплуатации блокируется Байоной, который сосредоточен на понимании процесса принятия решения и мотивации продолжать жить, что вдохновляет на исследование местности. Спортсменов посещает дополнительное насилие, включая ужасающую последовательность схода лавины, но «Общество снега» остается сострадательным, не торопясь исследовать психологические состояния людей, столкнувшихся с собственной смертностью. Байона демонстрирует впечатляющее кино о катастрофах, но его цель — вернуть историю к выжившим, выявить их страхи и невероятную силу во время затяжного кризиса.
Они делают это уже второй или третий раз, не говоря уже о документальных фильмах…
Если вы видели оригинал «Выжить» 30-летней давности, то вас ничем не удивишь, это просто тот же фильм заново. Но это ни в коем случае не плохо, как раз наоборот. Изначально я собирался поставить ему четыре балла, но момент, когда они встречают туземца, и до самого конца фильм невероятно показателен и вызывает мурашки по коже от того, насколько он силен. В отличие от «Выжить», где фильм заканчивается тем, что вертолет прилетает к обломкам самолета, здесь он продолжает показывать спасение и последующий уход в больнице, когда мы видим, в каком ужасном состоянии они находятся. Сильный фильм.
Во время просмотра у меня постоянно возникало чувство дежа вю. Я определенно где-то уже видел эти события — даже частично подозревал, что за ними последует, — но не мог вспомнить. И только когда прошло уже две трети фильма, в моей голове зажглась воображаемая лампочка. Это была предыдущая экранизация 1993 года. Выжить». В ней снялся Итан Хоук, и это было совсем не плохо. Однако эта экранизация показалась мне еще лучше. Более сырая, более холодная, более безнадежная и реальная? Насчет последнего я не совсем уверен. Но, по крайней мере, она потрясла меня кадрами каннибализма. Но имейте в виду — это не самовнушение. Это хорошо сделанная вещь — на мой вкус, то есть.
Очень реалистично обработанное зрелище, в котором создатели фильма без малейших угрызений совести показывают нам, что произошло в те роковые дни. Режиссер Х.А. Байона не делает никаких лишних отвлечений, предлагая нам нервные моменты крушения рейса 571 с самого начала, где особенно выделяются захватывающая кинематография и хорошо известные мелодии из-под пера Майкла Джаккино. С этого момента, с которого мы наблюдаем за постепенным крушением надежды, начинаются и другие яркие сцены, которые могут вызвать легкую тошноту у слабых характером. К сожалению, несмотря на все эти достоинства, я не мог отделаться от ощущения, что сюжету лучше было бы укоротить время действия, так как при огромной продолжительности в 140 минут все это временами кажется ужасно затянутым. Однако от жуткой вялости нас спасает отличный финал, который закручивает гайки эмоций по максимуму. Что же я могу сказать в заключение? Несмотря на некоторые недостатки, «Общество нитей» — это блестяще снятое воспоминание о «Чуде в Андах», которое не перестает восхищать и спустя десятилетия. Я очень рад, что за этот проект взялась такая способная команда, подарившая нам реалистично жуткое зрелище, от которого буквально захватывает дух. Отличная работа! (Netflix)
Выжить» лучше. Рекомендую посмотреть фильм «Мы пережили крушение в Андах», чтобы узнать историю непосредственно от сценаристов, а затем получить представление (он должен быть и на YouTube). Я читал рецензию на «Выжить» сейчас, и люди оценивают его жестко, но они оценивают его спустя много лет… В те времена фильмы просто снимались по-другому (лучше), и по сравнению с сегодняшним нестабильным потоком скорости монтажа и сюжета, оригинальный фильм — это шедевр. Возможно, потому что Нандо Парадо был привлечен к работе над фильмом в качестве консультанта.