Описание "Зона интересов (2023)"

Фильм «Зона интереса» снят британским режиссером Джонатаном Глейзером («Сексуальная тварь») и представляет собой поразительную картину о нацистской семье, живущей недалеко от концентрационного лагеря Освенцим. В то время как они вместе со своими пятью детьми занимаются повседневными делами, по периметру их дома и сада, обнесенного стеной, поднимается дым, а вдалеке раздаются призрачные звуки. Это леденящее душу изображение, которому способствуют роли Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер (вы можете узнать ее по фильму «Анатомия падения»).

Трейлер "Зона интересов (2023)"

Оригинальное название: The Zone of Interest
Премьера:
Страна: United States
Время: 105 Мин.
IMDb Рейтинг: 7.8
TMDb Рейтинг: 7.289

Рецензия Zetflix к "Зона интересов (2023)"

В чем смысл фильма «Зона интереса»? Я смотрел фильм Джонатана Глейзера дважды, и каждый раз возвращался к этому вопросу, который я редко чувствую себя обязанным задавать. Кино существует потому, что кому-то нужно или хочется сделать искусство, рассказать историю, донести мысль, защитить дело, разоблачить ошибку или просто заработать деньги. Все, что ясно из происходящего на экране, — это то, что Глейзер снял пустое, самовосхваляющееся арт-кино, действие которого происходит в Освенциме во время Холокоста.

Сценарист и режиссер Глейзер снял фильм по одноименному роману Мартина Эмиса 2014 года. В книге, содержащей множество исследований — Эмис перечисляет многочисленные источники в эмоциональном послесловии, — повествование ведется от лица трех мужчин, включая вымышленного персонажа, основанного на Рудольфе Хёссе, коменданте СС, который в течение нескольких лет управлял Освенцимом. Он руководил фабрикой пыток и смерти, на которой, по данным Государственного музея Аушвиц-Биркенау, было убито около 1,1 миллиона мужчин, женщин и детей, в подавляющем большинстве евреев.

Джонатан Глейзер снял пустое, самовосхваляющееся арт-кино, действие которого происходит в Освенциме во время Холокоста.

Адаптируя роман, Глейзер отказался от большей части романа Эмиса, от большинства его персонажей, сюжетных линий и изобретательного, порой почти истерического, языка и тона. Что Глейзер сохранил, так это интимное сопоставление в романе ужасов лагеря уничтожения и повседневной жизни персонажей, не являющихся заключенными. Однако в отличие от Эмиса, который постоянно упоминает и порой описывает варварство внутри лагеря — с его «ежедневным валом трупов», как он пишет, — Глейзер значительно и целенаправленно держит эти ужасы на расстоянии.

Вместо этого Глейзер сосредотачивается на повседневной жизни коменданта лагеря и его семьи, используя их настоящие имена. Рудольф и Хедвиг Хёсс вместе со своими пятью детьми и многочисленной прислугой — в исполнении относительно недемонстративных Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер — живут в неприметном, несколько аскетичном, предсказуемо упорядоченном многоэтажном доме. Здесь есть просторный сад с небольшим бассейном, ульями, разросшейся теплицей и клумбами цветов, за которыми ухаживают узники лагеря. Сад окаймляет высокая стена, обнесенная колючей проволокой; сквозь нее видны верхушки многочисленных зданий лагеря смерти.

Зона интересов (2023)

Зона интересов (2023)

Близость их дома и этих зданий поражает воображение и основана на фактах. Реальная семья Хёсс, как и их вымышленные коллеги, жила в комплексе Освенцим, на территории площадью около 15 квадратных миль, где располагались различные лагеря, называемые Interessengebiet или «зоной интересов». Дом находился недалеко от угла самого старого лагеря, Освенцима I, в котором были бараки для заключенных, виселицы, газовая камера и крематорий. После ареста Хёсса в 1946 году он писал, что «моей семье было хорошо в Освенциме, каждое желание моей жены или моих детей было исполнено». Дети бегали на свободе, а у его жены был «свой цветочный рай». Он был повешен в Освенциме в 1947 году, неподалеку от места, где жила семья.

Временные рамки в экранизации Глейзера расплывчаты, хотя, судя по всему, действие происходит в 1943 году, до того как реальный Хёсс был переведен в другой лагерь. Фильм открывается на черном экране под музыкальное сопровождение — предчувствующая увертюра, которая переходит в мирную сцену у реки с группой людей в купальных костюмах. В конце концов, они одеваются и отправляются в плавание. Большая часть фильма проходит в доме семьи Хёсс, где тщательно выстроенные, часто неподвижные камеры Глейзера снимают, как дети играют, а родители болтают и иногда ссорятся. Вы видите, как Рудольф отправляется на работу в лагерь, а Хедвиг присматривает за домом. В какой-то момент вы также видите, как заключенный тихо разбрасывает золу по саду в качестве добавки к почве.

В «Зоне интереса» Глейзер использует ряд условностей художественного кино, включая повествовательные многоточия и длинные непрерывные дубли. На протяжении всего фильма персонажи держатся на расстоянии (как будто за ними наблюдают) и снимаются в основном средними или длинными кадрами; я помню только один мрачный крупный план лица. Есть музыкальные всплески (автор — Мика Леви), в одном из них слышны нервные крики и визг, но это не обычный саундтрек. По большей части, в сложном многослойном звуке повседневные разговоры и болтовня перекрываются низким, настойчивым гулом, похожим на гул машины, который регулярно прерывается звуками поезда, приглушенными выстрелами, неразборчивыми криками и воплями. Он звучит как двигатель смерти.

Холокост, сведенный к фоновому шуму

Общий эффект от подхода Глейзера к этому материалу поначалу вызывает глубокую тревогу, во многом потому, что, пока идет обычная жизнь, вы опасаетесь, что он поведет вас в комнаты уничтожения. Вместо этого он продолжает фокусироваться на повседневной жизни Хёссов без явного редактирования (или возмущения), без наплывов музыки, вызывающей эмоции, или обычных для мейнстрима кинематографических побуждений. Операторская работа — за исключением нескольких выездных кадров, подчеркивающих близость дома к внутренним помещениям лагеря, — плавная и незаметная. Она демонстративно не показушна. Хедвиг показывает гостю сад, а Рудольф в кругу руководства обсуждает планы по расширению лагеря.

Делая акцент на обыденности и спокойствии жизни семьи, Глейзер подчеркивает, насколько обыденным является этот мир, обыденность, которая напоминает о том, что Ханна Арендт, рассказывая о суде над Адольфом Эйхманом, одним из организаторов Холокоста, назвала «банальностью зла». Рудольф и Хедвиг выглядят как обычная буржуазная супружеская пара (как бы ни было жутко). Когда он получает повышение, требующее их переезда, она сопротивляется. Однако время от времени по поверхности этого спокойствия пробегают трещины, как, например, когда Хедвиг примеряет шубу, конфискованную у заключенного; сначала она закрывается в комнате, что говорит о том, что она прячется и, следовательно, знает, что делает что-то не так.

Зона интересов (2023)

Зона интересов (2023)

Есть и другие помехи, например, клубы темного дыма и крики, которые слышит один из детей и которые его смущают. Более драматично то, что Глейзер вставляет несколько жутких черно-белых сцен, где девушка или молодая женщина раскладывает ночью яблоки по лагерю, предположительно для заключенных. (Эти интерлюдии радикально отличаются по виду и тону от остального фильма: Они сняты с помощью тепловизионной камеры и сопровождаются агрессивной музыкой. Кроме того, они демонстрируют единственные случаи доброты и сопротивления во всем фильме. Однако больше всего в этих фрагментах поражает не необычность действий этой женщины, а их стилистическая бравада, их вау-фактор.

«Зона интереса» — прямолинейный, очевидный фильм. Сцена за сценой Глейзер подчеркивает низость жизни этих персонажей, не прибегая к экзегетике, плачущим скрипкам и лицам или, что поучительно, героическим фигурам вроде Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, который помог спасти сотни евреев и стал главным героем фильма Стивена Спилберга 1993 года «Список Шиндлера». Фильм Спилберга критиковали, в частности, за то, что он сосредоточился на герое-нееврее, что говорит как о неспособности большинства режиссеров честно разобраться с Холокостом — в его полном, оцепенелом, рутинизированном варварстве, — так и о навязчивом стремлении мейнстримного кино к счастливому концу или хотя бы какому-то успокоению перед лицом бездны.

Глейзер заглядывает в бездну, но мудро не пытается «объяснить» Холокост. Рудольф и Хедвиг не изрыгают нацистскую идеологию, они ее воплощают, что является основополагающим для замысла фильма. Глубоко заинтересованные в себе, они наслаждаются своей властью. Они, по замыслу фильма, являются представителями миллионов простых немцев — да, пожалуй, и всех остальных, где бы то ни было, — которые болтали за завтраком, пока их соседей убивали. Как Хедвиг напоминает Рудольфу в одной из сцен, у них есть жизнь, о которой они всегда мечтали. Они — злодеи, и точка. И, как и многие другие фильмы, мейнстримные или нет, этот очарован своими злодеями гораздо больше, чем их жертвами, чьи страдания здесь в основном сводятся к комнатному тону.

В «Зоне интереса» Глейзер не просто рассказывает историю; используя условности арт-кино, он создает особую рамку, через которую ее можно наблюдать. Это, безусловно, часть его привлекательности, как и то, что его подход создает пространство для дыхания: это страшно, но не слишком.

Эти условности могут создавать ощущение интеллектуальной дистанции и служить критикой, или это идея. Они также заявляют (справедливо или нет) об эстетической добросовестности режиссера, его серьезности, утонченности и знакомстве со сравнительно редкой кинематографической традицией. Они сигнализируют о том, что фильм, который вы смотрите, отличается от популярных, снятых для массовой аудитории. Эти условности — маркеры отличия, качества, которые льстят и режиссерам, и зрителям, и которые, в конце концов, кажутся мне главным достоинством этого бессодержательного фильма.

Рецензии пользователей к "Зона интересов (2023)"

Rated 4,0 out of 5
17.02.2024

Сильная тема концентрационных лагерей особенно резонирует с арт-кинотеатрами или предвзятыми согражданами на тему недемократических режимов. Особенно в то время, когда неудобные люди выпадают из окон, травятся и умирают за Полярным кругом в суровых тюрьмах (R.I.P. Sasho). Зона интереса, тяжелое, депрессивное произведение спустя много лет вызывает не меньший интерес у жюри «Золотой лысины». Два кадра, запечатлевшие, таким образом, наивную до предела временную красоту немецкой идиллии, божественного сада с бассейном с горкой, шезлонгами, клумбами и, прежде всего, декоративными цветами всех видов на фоне вечно гудящих и сопящих дымоходов за четырехметровой стеной, которые ночью за задёрнутыми шторами добавляют оранжевый оттенок ужаса. Режиссер Глейзер решил предоставить уникальную атмосферу зрителю на его условиях. Не ждите человеческих страданий, подаваемых перед объективом камеры, не ждите серьезного фильма или оркестровой музыки — ее действительно нет, за исключением нескольких злобных ворчаний. Все оставлено на усмотрение зрителя в виде ужасающего саундтрека, который днем и ночью звучит в уютном домике начальника лагеря.

bobstock
Rated 4,0 out of 5
17.02.2024

В «Зоне интереса» концлагеря и Холокост показаны с поистине беспрецедентной точки зрения, поэтому фильм не затеряется среди тематически близких лент. Фильм Глейзера нацелен в первую очередь не на глаза, а на уши и общую осведомленность зрителя об ужасах войны: на первый взгляд мы видим обычную жизнь обычной семьи, но при повторном просмотре (или прослушивании) и включении фильма в контекст того времени, он вызывает у зрителя крайне неприятные чувства. С одной стороны — идиллический, почти «райский сад», с другой (за забором) — крики и выстрелы, а вдалеке — дым (смерти). Под звуки порой буквально пронзительного музыкального сопровождения мы становимся свидетелями того, как чистое зло может принять совершенно обыденную, невинную форму. Как и в «Анатомии падения», Сандра Хюллер играет в высшей степени впечатляюще, и мне любопытно посмотреть, какие роли ждут ее в будущем. И последнее, но не менее важное: я похвалил игру с негативными образами, что внесло свою лепту в неприятную атмосферу фильма. Пожалуй, только финальная документальная вставка оставила у меня смешанные чувства.

Stanislaus
Rated 4,0 out of 5
16.02.2024

Нет, это девушки из деревни, а евреи — за стеной. Фраза, идеально передающая атмосферу фильма. Здесь, перед стеной, мадам Хедвиг обустраивает свой рай на земле. На заднем плане слышны отголоски ада и виден темный дым. И снова и снова зритель задается вопросом, как можно спокойно жить рядом с кровожадным колоссом смерти. Один из самых примечательных моментов фильма — ночная сцена, в которой мать Хедвиг наблюдает за лагерем. Когда-то она служила в еврейском доме. Она рада видеть, что у ее дочери все хорошо. Затем она просыпается ночью, смотрит за стену и осознает предел своей приемлемости. Который ее дочь уже давно потеряла. Утром она исчезает, оставив лишь записку. Не очень приятную, потому что Хедвиг тут же бросает ее в печь. Жаль, что характер Хёсса не развит. Вторая половина фильма теряет былую остроту, прерывистые диалоги иллюстрируют холодную черствость исполнителей чудовищного лагеря уничтожения.

Majkak
Rated 3,0 out of 5
16.02.2024

К сожалению, разочарование. Если Глейзер намеренно хотел отличиться от всех остальных фильмов о Холокосте, рассказывая о семье Хёсс с точки зрения идиллии, живущей своей лучшей жизнью под вездесущие звуки мусоросжигательных печей, стрельбы и криков за стенами Освенцима, то он должен был придерживаться этой посылки на 100%, то есть от начала и до конца. Но во второй половине он путешествует по Европе вместе с Хёссом, избавляясь от единственного оригинального туза в рукаве и превращая фильм в некую зазывалку, которая, кажется, сама не знает, что хочет сказать в конце. И это очень обидно, потому что жутко контрастирующая с первой половиной фильма завязка действительно исключительно хороша. Просто она, к сожалению, недостаточно проработана.

higuain
Rated 4,0 out of 5
15.02.2024

Ползучее, леденящее и жесткое. В конечном счете, не так сильно, как я думал. К счастью. Чем длиннее фильм, тем сложнее он становится с вырванной из него драмой, но в этом нет ничего ужасного. Неожиданно оригинальный взгляд, который, возможно, должен был появиться уже давно.

vyfuk

Смотрите на Zetflix

Арн: Рыцарь-тамплиер (2007)
22 пули: Бессмертный (2010)
Евангелион 3.33: Ты (не) исправишь (2012)
Бруклинские полицейские (2010)
Власть пса (2021)
Младший брат (2024)
Пряность Гунтура (2024)
Никогда не сдавайся (2008)
Война и восстание (2024)
Федя. Народный футболист (2024)
Гран Туризмо (2023)
Три метра над уровнем неба (2010)