Описание "Зона интересов (2023)"

Фильм «Зона интереса» снят британским режиссером Джонатаном Глейзером («Сексуальная тварь») и представляет собой поразительную картину о нацистской семье, живущей недалеко от концентрационного лагеря Освенцим. В то время как они вместе со своими пятью детьми занимаются повседневными делами, по периметру их дома и сада, обнесенного стеной, поднимается дым, а вдалеке раздаются призрачные звуки. Это леденящее душу изображение, которому способствуют роли Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер (вы можете узнать ее по фильму «Анатомия падения»).

Трейлер "Зона интересов (2023)"

Оригинальное название: The Zone of Interest
Премьера:
Страна: United States
Время: 105 Мин.
IMDb Рейтинг: 7.8
TMDb Рейтинг: 7.289

Рецензия Zetflix к "Зона интересов (2023)"

В чем смысл фильма «Зона интереса»? Я смотрел фильм Джонатана Глейзера дважды, и каждый раз возвращался к этому вопросу, который я редко чувствую себя обязанным задавать. Кино существует потому, что кому-то нужно или хочется сделать искусство, рассказать историю, донести мысль, защитить дело, разоблачить ошибку или просто заработать деньги. Все, что ясно из происходящего на экране, — это то, что Глейзер снял пустое, самовосхваляющееся арт-кино, действие которого происходит в Освенциме во время Холокоста.

Сценарист и режиссер Глейзер снял фильм по одноименному роману Мартина Эмиса 2014 года. В книге, содержащей множество исследований — Эмис перечисляет многочисленные источники в эмоциональном послесловии, — повествование ведется от лица трех мужчин, включая вымышленного персонажа, основанного на Рудольфе Хёссе, коменданте СС, который в течение нескольких лет управлял Освенцимом. Он руководил фабрикой пыток и смерти, на которой, по данным Государственного музея Аушвиц-Биркенау, было убито около 1,1 миллиона мужчин, женщин и детей, в подавляющем большинстве евреев.

Джонатан Глейзер снял пустое, самовосхваляющееся арт-кино, действие которого происходит в Освенциме во время Холокоста.

Адаптируя роман, Глейзер отказался от большей части романа Эмиса, от большинства его персонажей, сюжетных линий и изобретательного, порой почти истерического, языка и тона. Что Глейзер сохранил, так это интимное сопоставление в романе ужасов лагеря уничтожения и повседневной жизни персонажей, не являющихся заключенными. Однако в отличие от Эмиса, который постоянно упоминает и порой описывает варварство внутри лагеря — с его «ежедневным валом трупов», как он пишет, — Глейзер значительно и целенаправленно держит эти ужасы на расстоянии.

Вместо этого Глейзер сосредотачивается на повседневной жизни коменданта лагеря и его семьи, используя их настоящие имена. Рудольф и Хедвиг Хёсс вместе со своими пятью детьми и многочисленной прислугой — в исполнении относительно недемонстративных Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер — живут в неприметном, несколько аскетичном, предсказуемо упорядоченном многоэтажном доме. Здесь есть просторный сад с небольшим бассейном, ульями, разросшейся теплицей и клумбами цветов, за которыми ухаживают узники лагеря. Сад окаймляет высокая стена, обнесенная колючей проволокой; сквозь нее видны верхушки многочисленных зданий лагеря смерти.

Зона интересов (2023)

Зона интересов (2023)

Близость их дома и этих зданий поражает воображение и основана на фактах. Реальная семья Хёсс, как и их вымышленные коллеги, жила в комплексе Освенцим, на территории площадью около 15 квадратных миль, где располагались различные лагеря, называемые Interessengebiet или «зоной интересов». Дом находился недалеко от угла самого старого лагеря, Освенцима I, в котором были бараки для заключенных, виселицы, газовая камера и крематорий. После ареста Хёсса в 1946 году он писал, что «моей семье было хорошо в Освенциме, каждое желание моей жены или моих детей было исполнено». Дети бегали на свободе, а у его жены был «свой цветочный рай». Он был повешен в Освенциме в 1947 году, неподалеку от места, где жила семья.

Временные рамки в экранизации Глейзера расплывчаты, хотя, судя по всему, действие происходит в 1943 году, до того как реальный Хёсс был переведен в другой лагерь. Фильм открывается на черном экране под музыкальное сопровождение — предчувствующая увертюра, которая переходит в мирную сцену у реки с группой людей в купальных костюмах. В конце концов, они одеваются и отправляются в плавание. Большая часть фильма проходит в доме семьи Хёсс, где тщательно выстроенные, часто неподвижные камеры Глейзера снимают, как дети играют, а родители болтают и иногда ссорятся. Вы видите, как Рудольф отправляется на работу в лагерь, а Хедвиг присматривает за домом. В какой-то момент вы также видите, как заключенный тихо разбрасывает золу по саду в качестве добавки к почве.

В «Зоне интереса» Глейзер использует ряд условностей художественного кино, включая повествовательные многоточия и длинные непрерывные дубли. На протяжении всего фильма персонажи держатся на расстоянии (как будто за ними наблюдают) и снимаются в основном средними или длинными кадрами; я помню только один мрачный крупный план лица. Есть музыкальные всплески (автор — Мика Леви), в одном из них слышны нервные крики и визг, но это не обычный саундтрек. По большей части, в сложном многослойном звуке повседневные разговоры и болтовня перекрываются низким, настойчивым гулом, похожим на гул машины, который регулярно прерывается звуками поезда, приглушенными выстрелами, неразборчивыми криками и воплями. Он звучит как двигатель смерти.

Холокост, сведенный к фоновому шуму

Общий эффект от подхода Глейзера к этому материалу поначалу вызывает глубокую тревогу, во многом потому, что, пока идет обычная жизнь, вы опасаетесь, что он поведет вас в комнаты уничтожения. Вместо этого он продолжает фокусироваться на повседневной жизни Хёссов без явного редактирования (или возмущения), без наплывов музыки, вызывающей эмоции, или обычных для мейнстрима кинематографических побуждений. Операторская работа — за исключением нескольких выездных кадров, подчеркивающих близость дома к внутренним помещениям лагеря, — плавная и незаметная. Она демонстративно не показушна. Хедвиг показывает гостю сад, а Рудольф в кругу руководства обсуждает планы по расширению лагеря.

Делая акцент на обыденности и спокойствии жизни семьи, Глейзер подчеркивает, насколько обыденным является этот мир, обыденность, которая напоминает о том, что Ханна Арендт, рассказывая о суде над Адольфом Эйхманом, одним из организаторов Холокоста, назвала «банальностью зла». Рудольф и Хедвиг выглядят как обычная буржуазная супружеская пара (как бы ни было жутко). Когда он получает повышение, требующее их переезда, она сопротивляется. Однако время от времени по поверхности этого спокойствия пробегают трещины, как, например, когда Хедвиг примеряет шубу, конфискованную у заключенного; сначала она закрывается в комнате, что говорит о том, что она прячется и, следовательно, знает, что делает что-то не так.

Зона интересов (2023)

Зона интересов (2023)

Есть и другие помехи, например, клубы темного дыма и крики, которые слышит один из детей и которые его смущают. Более драматично то, что Глейзер вставляет несколько жутких черно-белых сцен, где девушка или молодая женщина раскладывает ночью яблоки по лагерю, предположительно для заключенных. (Эти интерлюдии радикально отличаются по виду и тону от остального фильма: Они сняты с помощью тепловизионной камеры и сопровождаются агрессивной музыкой. Кроме того, они демонстрируют единственные случаи доброты и сопротивления во всем фильме. Однако больше всего в этих фрагментах поражает не необычность действий этой женщины, а их стилистическая бравада, их вау-фактор.

«Зона интереса» — прямолинейный, очевидный фильм. Сцена за сценой Глейзер подчеркивает низость жизни этих персонажей, не прибегая к экзегетике, плачущим скрипкам и лицам или, что поучительно, героическим фигурам вроде Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, который помог спасти сотни евреев и стал главным героем фильма Стивена Спилберга 1993 года «Список Шиндлера». Фильм Спилберга критиковали, в частности, за то, что он сосредоточился на герое-нееврее, что говорит как о неспособности большинства режиссеров честно разобраться с Холокостом — в его полном, оцепенелом, рутинизированном варварстве, — так и о навязчивом стремлении мейнстримного кино к счастливому концу или хотя бы какому-то успокоению перед лицом бездны.

Глейзер заглядывает в бездну, но мудро не пытается «объяснить» Холокост. Рудольф и Хедвиг не изрыгают нацистскую идеологию, они ее воплощают, что является основополагающим для замысла фильма. Глубоко заинтересованные в себе, они наслаждаются своей властью. Они, по замыслу фильма, являются представителями миллионов простых немцев — да, пожалуй, и всех остальных, где бы то ни было, — которые болтали за завтраком, пока их соседей убивали. Как Хедвиг напоминает Рудольфу в одной из сцен, у них есть жизнь, о которой они всегда мечтали. Они — злодеи, и точка. И, как и многие другие фильмы, мейнстримные или нет, этот очарован своими злодеями гораздо больше, чем их жертвами, чьи страдания здесь в основном сводятся к комнатному тону.

В «Зоне интереса» Глейзер не просто рассказывает историю; используя условности арт-кино, он создает особую рамку, через которую ее можно наблюдать. Это, безусловно, часть его привлекательности, как и то, что его подход создает пространство для дыхания: это страшно, но не слишком.

Эти условности могут создавать ощущение интеллектуальной дистанции и служить критикой, или это идея. Они также заявляют (справедливо или нет) об эстетической добросовестности режиссера, его серьезности, утонченности и знакомстве со сравнительно редкой кинематографической традицией. Они сигнализируют о том, что фильм, который вы смотрите, отличается от популярных, снятых для массовой аудитории. Эти условности — маркеры отличия, качества, которые льстят и режиссерам, и зрителям, и которые, в конце концов, кажутся мне главным достоинством этого бессодержательного фильма.

Рецензии пользователей к "Зона интересов (2023)"

Rated 3,0 out of 5
15.02.2024

Однообразные будни одной стерильно сосуществующей семьи. Здесь — цветущие помидоры, там — бассейн с горкой для резвых детей. У хозяйки дома есть даже беседка, чтобы охладиться в жаркие летние дни, а папе досталась новенькая лодка. Как замечает бабушка, «рай земной». А этот уродливый плот со временем зарастет плющом! Джонатан Глейзер искусен и очень похож на себя. Ему стоит снимать чаще (его работа с формой — радость для глаз). И даже если он не уничтожает, то уж точно не оставляет равнодушным своим ужасающим напряжением.

zigíš
Rated 5,0 out of 5
14.02.2024

Исследование человечества: главное — иметь видение, быть трудолюбивым и верить. Тогда все возможно. Добро здесь кажется чем-то неземным. Невозможно не отождествлять себя с семьей Рудольфа, ее принципы сохраняются.

Carodej_pes
Rated 5,0 out of 5
13.02.2024

Обычная нацистская семья в заповеднике Освенцим.

Sukdolakus7
Rated 2,0 out of 5
10.02.2024

История, которая, будь она 30-минутным рассказом, получила бы 5 звезд. Но в полнометражном фильме, с таким количеством неиспользованных диалогов из книги и необъяснимых сцен, мне показалось, что фильм снимался в первую очередь как арт-фильм. Первобытное творение об инаковости и неповторимости, серьезная тема того времени растворилась. Мощные звуки за стенами, дым и свет из лагеря, райский сад, разделенный стеной ада, были, к сожалению, единственным сильным впечатлением. Диалоги, пустые сцены, незаконченная история девочки с яблоками. Не могу не поставить фильму 2 звезды.

Fleinka
Rated 5,0 out of 5
10.02.2024

Мне пришлось взять несколько дней отпуска, чтобы переварить фильм. Это, пожалуй, главное впечатление. Другое впечатление — у меня подкашивались ноги, но это не потому, что фильм мне не понравился. Скорее, это было отражение такого беспокойства, которое, кстати, предвещает тема фильма. Было видно, что примерно к середине фильма весь зал позволял фильму воздействовать на них легкомысленно и бесхитростно, и в какой-то момент стало заметно, что все начали беспокойно ерзать. Бинго! Создатели фильма попали в точку. Существует книжная версия фильма, написанная писателем Мартином Эмисом. Мы следим за семьей нацистского главаря Рудольфа Хёсса, который вместе со всей своей семьей живет на вилле, примыкающей к стенам Освенцима. Фильм снят в почти документальной манере. В доме были установлены камеры, а актеры зачастую не знали, где они находятся. Это был один из моментов, который поразил меня. Человек привык видеть лица персонажей. Помимо прочего, именно по ним зритель черпает эмоции персонажей и наблюдает за тем, что происходит «в их головах». Здесь же мы практически не видим лиц персонажей. Но это не значит, что мы не чувствуем тяжести слов, которые слышим, и того, что происходит за пределами нашего поля зрения. А как мы знаем из фильмов ужасов, то, что мы часто не видим, влияет на нас во сто крат сильнее. И вот перед глазами зрителя разворачивается «банальная» жизнь нацистской семьи: они пируют за столом, ловят рыбу, принимают гостей и «празднуют» знаменательные события на пышных вечеринках. По мере того как они это делают, они ощущают повседневную динамику семейного уклада, казалось бы, не обращая внимания на звуки, которые доносятся до зрителя (до них) из-за стен. Крики, случайные выстрелы, возгласы, вездесущие облака дыма…… Все это, включая крики, стрельбу и последующую тишину после того, как один из несчастных звучно крадет яблоко, удобрение сада роскошной виллы «пеплом»……, пробуждает в вас чувство ненависти к главным героям. В фильме присутствуют эпизодические, но нервирующие звуки, фиксирующие смену визуальной, как бы негативной перспективы фильма. Слова и предложения, которые с легкостью произносят главные герои и которые, конечно же, имеют неизмеримые последствия для другой стороны, лишенные всякой легкости, смесь негативных восприятий, сопровождающих или полностью противоречащих происходящему на их глазах, — все это оставляет у зрителя очень сильные и глубокие эмоциональные переживания. Невероятно впечатляющий финальный монтаж заставил меня понять, что, хотя я считаю своим долгом хоть раз в жизни посетить Освенцим, как оказалось, я еще не готов к этому морально. Музыкальное сопровождение во время заключительных титров просто адское, пожалуй, даже творчество Вагнера не может быть настолько неприятным. Небольшой перл о субтитрах — они были крошечными, и на первый взгляд мне показалось, что они написаны на шабаше. Это не так, но, конечно, если бы они были, это оказало бы откровенно дьявольское влияние на другого. В итоге, фильм по праву номинирован на «Оскар» в этом году. Он освещает историю в художественном и несколько ином, но не менее убедительном ключе. И в очередной раз вспоминается знаменитое «Кто забывает историю, тот вынужден ее повторить!».

rasttea

Смотрите на Zetflix

Покойся с миром (2024)
Пекло (2007)
Невероятное путешествие мистера Спивета (2013)
Укрась прощальное утро цветами обещания (2018)
El padrino (2004)
Май (2024)
Моя старая задница (2024)
Из моего окна: За морями (2023)
9 песен (2004)
인간중독 (2014)
Драйвер / Галка (2024)
Ты здесь, Бог? Это я, Маргарет (2023)