В туманных лесах Северной Америки семья снежных людей — возможно, последняя в своем роде — отправляется в абсурдное, эпическое и в конечном счете пронзительное путешествие, которое длится целый год. Эти лохматые и благородные гиганты борются за выживание, сталкиваясь с постоянно меняющимся миром вокруг них. Годовое знакомство с повседневной жизнью уникальной семьи.
Иногда люди маскируются, чтобы лучше понять себя. В фильме «Закат снежного человека (2024)» они даже заходят так далеко, что почти не узнают своих настоящих внешних черт. Райли Киф, Джесси Айзенберг, Натан Зеллнер и Кристоф Заджак-Денек в этом фильме скрываются под огромным слоем искусственной кожи и взъерошенного лохматого меха. Под видом семьи снежного человека они отправляются в дикую природу, чтобы поэкспериментировать, оставив цивилизацию позади и сместив человеческое и тварное во всех направлениях.
Сценаристы и режиссеры Натан и Дэвид Зеллнеры, известные по вестерн-комедии «Дамсель» или совместной работе над потрясающим сериалом «Проклятие», в своем новом фильме обращаются к одному из величайших североамериканских мифов. На протяжении веков снежный человек был предметом загадок и ужасов. Люди боятся и успокаивают себя уверенностью в том, что где-то там, в нетронутой дикой природе, все еще скрывается таинственный, неуловимый вид. В то же время человек представляет себе нечто, за чем он может погнаться. Зловещая, возможно, иллюзорная цель как задача и источник смысла.
В любом случае, «Закат снежного человека» стремится зарядить эту дикую природу сенсацией и манящей атмосферой. На первых кадрах солнце еще не взошло, вокруг клубятся темные облака и пелена тумана. Густые леса заполняют холст, пока на туманной поляне не появляются четыре снежных человека. Зеллнеры терпеливо изучают их образ жизни и особенности. Но повседневная жизнь лесных обитателей сменяет друг друга с течением времен года, которые и придают фильму структуру глав. Внезапно они осознают, что кроме них и животных в лесу живет еще что-то…
В этом фильме полностью отсутствуют диалоги. Другими словами, фильм разговорный, но только в звериных тонах. Язык передается через рычание, хныканье и дыхание, а также через жесты полностью одетых в костюмы актеров. Однако «Закат снежного человека» — это не столько представление и воображение совершенно иной формы живых существ и образа жизни в кино. Вместо этого юмор всего причудливого театра масок постоянно направлен на создание узнаваемости. Сцены, в которых зритель должен увидеть слишком человеческие черты, отраженные в поведении приматоподобных снежных людей, которые социальные табу в нашей повседневной жизни в противном случае частично отрицали бы. Можно также сказать, что, облачившись в костюм снежного человека, вы на ограниченное время даете волю собственному ханжеству.
То, что в общении звучит утопично и трансгрессивно, на самом деле на протяжении длительных отрезков времени представляет собой в основном детскую фекальную комедию. Его мысли и идеи о человеческих и животных операциях, мягко говоря, ограничены. Если первая половина фильма поначалу открывает странности своего наблюдательного стиля, то остальная часть переходит в смехотворно серьезный, мелодраматический тон. Фильм рассказывает о разделении людей, которые, возможно, только-только объединились благодаря кино.
«Закат снежного человека (2024)» интересует чистый инстинкт и инстинктивность, когда он ставит человека в отношения со странными существами. Это произведение, в котором человек вновь должен почувствовать себя непринужденно в архаике и бескультурье без сдерживания. В естественной среде люди по-другому относятся к себе. Здесь люди беспрепятственно совокупляются, имеют дело с запахами тел и с удовольствием едят. Рыбу сжимают до крови. Телесные жидкости текут литрами. Благодаря тому, что в фильме использованы практические эффекты, происходящее кажется еще более осязаемым. Однако в таком заезженном фильме мало что стимулирует или хотя бы забавляет. Утомительное повторение подобных гэгов вряд ли разрушит барьеры в размышлениях о теле и телесности, когда фильм настолько плоский с точки зрения юмора.
Однако одно качество скрывать не стоит: В «Закате снежного человека» определенно есть интересный поворотный момент. А именно, когда снежные люди внезапно выходят на дорогу. Распространяется страх. Дорога как рана в ландшафте. Там, где раньше люди бродили по природе без четкой цели и жили там, где не чувствовали опасности, вмешательство извне, направленная реорганизация и структурирование пространства оказываются шокирующим опытом. Зеллнеры инсценируют эту встречу, как панику приматов в фильме Стэнли Кубрика «2001 год — космическая одиссея». Предчувствие инопланетного существования в виде чудовищного, монолитного наваждения. Другие режиссеры могли бы дополнить этот поворотный момент умным повествованием. В «Закате снежного человека», напротив, люди писают и какают из страха и протеста. Неужели в 2024 году экологический активизм будет работать именно так?
Вся идея сохранения видов и природы во второй половине фильма кажется до смешного банальной. То, что должно быть понятно каждому, застревает в простых клише и сопоставлениях. Это сказано с любовью, и в любом случае поражает, насколько четко сохраняется иллюзия на протяжении всего фильма, как порой захватывает жестокая судьба этих йети, хотя все в них, включая жесткую куклу-младенца, кажется совершенно искусственным.
Если более поздние фильмы, такие как «Анималия», пытаются осмыслить подобные рассуждения об окружающей среде и формах жизни в терминах неопределенной амбивалентности, то «Закат снежного человека (2024)» предлагает лишь предсказуемые крайности. Человек против снежного человека, хотя последний уже давно очеловечен. Суровая, но идиллическая жизнь в дикой природе или разрушение, чрезмерная эксплуатация, коммерция. По крайней мере, это делает картину захватывающей, когда в финале миф встречается со своим финансово-эксплуатационным, музейным фантастическим аналогом…
Вывод: фильм напоминает посещение зоопарка, где гости могут с умилением наблюдать, как животные разбрасывают фекалии с безопасного расстояния за стеклом. На выходе — ящик для пожертвований на сохранение природы и чистой совести.
Отзывов ещё нет. Напишите первым.