Неаполь 1946 год: После окончания Второй мировой войны многие жители города, сильно разрушенного воздушными налетами союзников, живут в нищете и бедности и страдают от голода. С тяжелым сердцем Антониетта (Серена Росси) пользуется случаем и отправляет своего семилетнего сына Америго (Кристиан Червоне) поездом к приемной матери на богатый север Италии. Там он должен провести суровые зимние месяцы с молодой женщиной Дерной (Барбара Рончи) и обрести лучшую жизнь. Дерна берет мальчика к себе и заботится о нем, но у нее нет опыта общения с детьми. Со временем ситуация меняется, и Америго также учится играть на скрипке, что вызывает у него все больший энтузиазм. Когда весной он возвращается в Неаполь, он отдаляется от матери. В конце концов он принимает мучительное решение, которое навсегда изменит его жизнь.
Адаптация бестселлера Виолы Ардоне.
В имени Америго Сперанца заключена судьба: он назван в честь далекого места, куда (возможно) эмигрировал его отец в поисках удачи, а его фамилия вызывает чувства, которые убедили его мать отправить его из квартала Спаньоли в Неаполе на неизвестный север, где, возможно, коммунисты едят детей, а, возможно, наоборот, спасают их от страданий.
Север — это та Эмилия-Романья, которую Нанни Моретти считал «образцом для левых итальянцев», состоящая из простых, но гостеприимных и щедрых людей, которые в послевоенные годы приняли так много детей с Юга, дав им не только возможность посещать школу и питаться три раза в день, но и возможность мечтать о другой судьбе. Именно это произойдет с Америго, который, как мы знаем из первых сцен, станет знаменитым скрипачом. Но мы также видим, какой ценой досталась эта надежда его матери, которая осталась в Неаполе, чтобы бороться с голодом, и совершила жест великодушия, еще больший, чем «мать с севера» Америго: отпустила сына, лишив себя любящей близости, чтобы обеспечить ему лучшее будущее.
Фильм «Детский поезд (2024)» основан на одноименном бестселлере Виолы Ардоне и предваряется прекрасным документальным фильмом Алессандро Пива «Черная паста» (Pasta nera) 2011 года.
История, рассказанная в нем, трогательна и очень полезна для нашего узколобого и неблагородного времени, потому что показывает, как помощь нуждающемуся хороша и для тех, кто принимает, и для тех, кого принимают, и (заново) приучает нас к идее роста, который никого не оставляет в стороне.
Кристина Коменчини вместе со своей командой сценаристов (Джулия Календа, Фурио Андреотти и Камилла Дюгуэй) подходит к повествованию с простотой, понимая, что реальные события уже настолько важны, что драматургия может идти только в ногу с ними. В фильме чувствуется семейный воздух: манера отца Луиджи ставить себя на уровень детей, знакомство с командой сценаристов, два члена которой — дочь (Календа) и внучка (Дюгуэй) режиссера. Все это не умаляет ее способности оркестровать и переработать историю и вклад ее кровных родственников в образы в личном ключе: с умом Коменчини использует свои собственные способности как коллективную художественную ДНК.
К сожалению, время от времени она впадает в сентиментальность и риторический подтекст, а вездесущая музыка Никола Пиовани придает фильму поистине излишнюю эмоциональную нагрузку. Но возвращают тон истории на ось дети, явно хорошо срежиссированные Коменчини, особенно главный герой Кристиан Червоне, неотразимый «вихляльщик» на полпути между Пиноккио и Лючиньоло (чтобы вспомнить шедевр отца Луиджи), даже с оттенком Клотера из Il piccolo Nicolas e i suoi genitori покойного Лорана Тирара.
Даже в лаконичности Иван Зербинати и Дора Романо делают свое дело, а главные исполнители (Барбара Рончи, Серена Росси, Антония Труппо и Стефано Аккорси) несут случайную мелодраматическую ноту с некоторым дискомфортом. Но история держит, и Коменчини предлагает ее нам скромно, на серебряном блюде (на самом деле, на прекрасной доске с полентой), с щедрым теплом.
Отзывов ещё нет. Напишите первым.