«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
Babel — это не только великолепный кинематографический опыт, но и, что более важно, ода ранним дням Голливуда. Дэмьен Шазелл покорил меня фильмом «Всплеск», и с тех пор я не перестаю наслаждаться его работами. Просто фильмы на мой вкус. Композитор Джастин Гурвиц — главная звезда его творчества. Джаз, который он исполняет, захватывает дух и становится все лучше и лучше с каждым фильмом, и я люблю, люблю его. Музыка в «Вавилоне» создала отличную атмосферу, и я потрясающе провел время. И кинематограф. Первый съемочный день с Брэдом Питтом и Марго Робби был невероятно красивым. Красота фильма о красоте фильма. Длинные сцены были динамичными не только из-за музыки, но и благодаря суперсценарию, а мучительные в остальном кадры пролетали в мгновение ока. Мне нравилось, что везде что-то происходило — Шазелл удачно использовал весь кадр, включая фон основных событий в сцене. Его попытка показать как можно больше эпохи удалась, и лично мне ни одна из сюжетных линий не показалась излишней. Пышная, роскошная, болезненная и одинокая жизнь и падение голливудских звезд. Брэд Питт, Марго Робби и Диего Кальва — все великолепны в своих ролях, хотя, за исключением новичка индустрии, неудивительно, что Питт и Робби, пожалуй, больше всех в своей карьере развлекали меня до сих пор (что уж говорить о Питте). У Брэда Питта за плечами два уморительных фильма, которые находятся где-то на вершине моего случайного рейтинга фильмов прошлого года. А Дэмьен Шазелл просто снимает отличные фильмы, от которых не приходится ждать. Саундтрек для меня работает на полную катушку, и я с нетерпением жду возможности посмотреть фильм еще раз.
С такой развязкой фильм можно посмотреть еще раз. Но если бы было вырезано больше, а не просто еще раз.
Воистину впечатляющая вакханалия… — подумал я про себя в самом начале. И длилась она примерно 1/3 от всего времени. Персонажи запомнились мне чуть дольше. Например, Нелли, на которую остальные смотрят только с вожделением, а Мануэль — с любовью, выбирает кого угодно, но только не Мануэля. Я довольно долго ей сочувствовала, пока ее перфекционистская недогадливость с переходом на декадентскую половину не начала меня доставать. О центральных персонажах вообще мало что сказано. Например, когда Джеку приходится как-то выживать, выходя из моды, и даже несмотря на то, что он так стремится к прогрессу, его пожизненно призывают к изменению вкусов персонажа, с которым он не соотносится. Когда Элинор напоминает ему о законности смерти и компенсирующем ее безвременье искусства, это решает его значимость для меня, и на оставшуюся 1/3 фильма он становится отставным персонажем, о горьком уходе которого я догадался бы без лишних слов. Мне также понравился Джек во время «боя с гремучей змеей», когда он с трепетом наблюдает за этой сценой как за своим будущим воспоминанием и с нетерпением ждет того дня, когда оно придет к нему. В фильме отлично переданы слабости и раны, которые усугубляются поспешными реакциями, приводящими к еще более мрачному балансу: Подорванное чувство собственного достоинства Нелли. Ситуации, в которых звуковое измерение окончательно утвердилось в качестве доминирующего варианта в кинематографе, хорошо проработаны. Сосредоточившись на продукте фильма с процедурной точки зрения, он слегка напоминает «Американские ночи» Трюффо или «Голливудский финал» Аллена и объясняет как трудоемкость съемок, так и хитрость планирования. В фильме хорошо показана лицемерная паразитическая элита (особенно в исполнении буйной Нелли). Разбирается с элитарностью «хорошего вкуса». И он прав: я иногда думаю про себя, что мы высокомерно перерабатываем любую критику даже объективно сомнительной формы в искусстве, как будто, возможно, мы и есть те, для кого создается искусство и для кого мир стоит на первом месте. Тем не менее, я с удовольствием потворствую этой критике. Посмотрев фильм — к его несомненной чести — я изменился. Я понял, как внезапно устал от всей этой грандиозной ностальгии. Концовка создает впечатление, что у «Вавилон» есть что-то общее с великими новаторскими фильмами своего времени («Матрица»), что есть общая работа профессии, все еще открытой будущему, и что гильдия «кинематографистов» каким-то необыкновенным образом вне всякого порицания. Действительно, первая половина говорила об уникальности роли ремесла, убеждая нас, что такой подвиг, посредством которого человек общается с человеком, чтобы донести до него важнейшую мысль: ты не один в этом мире, — все же должен где-то трансцендировать в общее приключение за горизонтом жизни. Скорее, я был очарован отдельными эпизодами длительностью в несколько минут, выражающими более масштабную проблему и столь же необходимыми для сюжета, сколь и совершенно бесполезными по отношению к нему. В целом это Вавилон, в буквальном смысле слова: солянка из устаревших истин о слабостях сильных, красоте жизни, обрамленной вечеринками, и кто знает, какие давние тривиальные «темы».
Должен сказать, что давно меня так не удивлял фильм. В том смысле, что я ожидал чего-то совершенно иного, чем получил. Это не значит, что то, что я получил, было плохим, просто оно было другим. Визуально и звуково, очень грязно, а не отвратительно (некоторые кадры в стиле Jackass или низкопробных комедий), много обнаженки и оригинальности. Для меня Дэмьен — самый прогрессивный и оригинальный молодой режиссер в современном Голливуде, и я очень надеюсь, что финансовый провал этого фильма не разрушит его карьеру. Думаю, нам придется подождать 5 лет или около того, чтобы узнать это.
Роскошное произведение тончайшей режиссуры в руках режиссера, чьи предыдущие фильмы не вызвали у меня такого же отклика, как остальные, я заранее предчувствовал, что «Вавилон» придется мне по вкусу, и он ничуть не дрогнул. Признаться, будучи еще очень несведущим в истории раннего кино, я не уловил всех отсылок, но за это я получил огромное удовольствие не только от самого стиля повествования, но и от безупречных визуальных эффектов, совершенно эпической музыки и стопроцентных актерских работ. Именно так и должны выглядеть большие маленькие драмы, которые делают кино достойным серьезного увлечения.