«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
Какой веселой должна была быть жизнь в Голливуде в начале 1920-х годов. Особенно для таких звезд немого кино, как Джек Конрад и Нелли ЛаРой. Но в конце концов зрителям недостаточно просто смотреть на мелькающие кадры. Им нужен еще и звук. В этом случае карьеры современных актерских звезд кардинально изменятся. Все пытается спастись, и особенно это касается мексиканца Мэнни, который хочет попасть в кино, потому что хочет стать частью чего-то большего. Шазель и в этот раз попадает в точку, и после идеального «Хлыста» он выдает еще одно захватывающее зрелище, на этот раз пышное и оргиастическое (в буквальном смысле). Спектакли не разочаровали, причем больше всех наслаждалась коростой Марго, но мне не давали скучать всегда великолепный Брэд Питт и новичок Диего Кальва. Снимаю одну звезду за совершенно WTF-момент с пещерой, известной как «самый большой засранец в Лос-Анджелесе», который я, к сожалению, совершенно не понял.
Спасибо фильму! Шазель сделал это. Ему удалось вызвать во мне чувство, которого я не испытывал в кино уже очень давно. Чувство, которое превосходит все остальные чувства. Чувство, что я являюсь неотъемлемой частью трехчасового шедевра Дэмьена. Чувство причастности к чему-то большему. Как только я закончил просмотр, «Вавилон» стал для меня делом сердца, и это почти довело меня до слез. Невероятно заряженный сценарий, пожалуй, превосходит только душевная история трех главных героев, в которой не знаешь, кого любить больше. Марго Робби сыграла здесь так, что местами ты думаешь, что она ужасная актриса, а местами — что ты бы бросил в нее «Оскаром». Я понимаю, что некоторые, зная о чрезмерном количестве отснятого материала, могут автоматически отстраниться и не захотеть вникать в фильм, но поверьте мне, если вы отдадитесь фильму, то каждая сцена, каждый диалог или просто кадр будут резонировать с вами еще долго после того, как он закончится. Дэмьен Шазелл просто знает, как это сделать. Сначала он подарил нам ритмичный гений «Хлыста», а теперь и это. Я не могу дождаться его следующего (вероятно, тоже музыкального) шедевра!
Для трехчасового хронометража он невероятно насыщен, каждая сцена играет цветом, деталями и всем остальным, что может предложить современное кино. Захватывающая музыка, которая заставляет отстукивать ритм на протяжении всего фильма. Временами очень абсурдная, временами очень серьезная, но все это работает. Даже не верится, что фильм провалился и, например, даже не попал на «Оскар». По крайней мере, музыка, костюмы и декорации должны были здесь зазвучать.
Давно я не смотрел с таким трепетом на противоположные полюса своих вкусов и все равно не мог отвести взгляд. Я ненавижу наркотики, алкоголь, вечеринки, громкую музыку и (буквально) фекальный юмор. Здесь я получил переизбыток каждого из них и все равно не мог оторваться от просмотра. Это просто очарование моральными и сохраняющими гордость испытаниями личности, где зритель покорно нарушает свои убеждения, и его просто заносит. Иначе и быть не может, ведь Шазелл следит за всеми движениями, выдавая длинные одиночные кадры, красивые в основном благодаря анаморфотным линзам, как музыкант он использует музыку, чтобы помочь себе держать ритм, который с монтажом захватывает с каждым мгновением, пока наконец не удается слиться в единое целое качественного технического развлечения. При этом Дэмиену удается представить фон, на котором происходит все действие, за всей фабрикой-студией, только для того, чтобы в нужный момент напомнить о том, что делает фильм искусством. При этом он не боится показать другую сторону медали, полемизировать с угасающей славой, представить дикость и безумие в сексуальном и опасном виде, добыть эмоции, оказавшиеся по разные стороны баррикад, изящно переключиться между ними и, наконец, запечатлеть их своим почерком в фильме, настолько сложно согласованном, что от одной мысли о том, сколько всего предлагает фильм и о чем я забыл упомянуть в предыдущем хаотичном множестве предложений, захватывает дух не меньше, чем от всего фильма.
2,5 «Дорогая, звездой не становятся. Либо ты ею становишься, либо нет. Я — да». Правильное безумие, которое пытается быть данью уважения фильму и его магической силе, но его уровень очень колеблется. Во многом это связано с непомерной длиной (фильму не так много нужно сказать, чтобы он длился более 3 часов). Начало фильма великолепно, особенно съемка немого кино (сцена на последних лучах — изюминка), концовка тоже великолепна, с замечательной отсылкой к «Поющим под дождем» (1952), но середина фильма содержит слишком много мертвых зон (сюда не входят ни сцена со змеей, ни сцена «подземного мира»). Также мне не нравится странная визуальная составляющая со спешащей камерой и диким монтажом. Кроме того, китчевая стилизация напоминает мне о Базе Лурманне, который не является моим любимым режиссером. Сильные стороны фильма — традиционно отличная (джазовая) музыка (Джастин Гурвиц, составляющий с режиссером неразлучный дуэт) и актерская игра, в частности, Марго Робби и Брэд Питт держатся молодцом. Диего Кальва, напротив, не произвел на меня особого впечатления, он показался мне очень безвкусным. Что еще меня неприятно удивило, так это почти самозабвенная пошлость и даже фекальный юмор. Я не ожидал такого от режиссера Дэмьена Шазелла, ведь его предыдущие фильмы были вполне интеллигентными. Однако здесь он ставит себя в позицию, которая, на мой взгляд, ему не очень подходит (особенно подмигивание Тарантино). «Они сказали, что если через неделю у меня не будет денег, они выльют кислоту на мою киску!»