«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
Фильм «Вавилон» основан на знаменитом мюзикле «Поющие под дождем» 1952 года. Фильм «Волк с Уолл-стрит» — неистовый и «злой». Как и в «Великом Гэтсби», в нем похожая обстановка и запоминающиеся сцены пышных вечеринок, и, как и в «Отряде самоубийц», в нем есть Марго Роби, которая здесь, как и в случае с Харли Квинн, играет архетип «девушки маниакальной мечты» — она из тех развязных, восторженных типов, в которых мужчина обычно влюбляется, потому что она как-то «освещает его жизнь» своим очарованием. Но он не понимает, что его MPDG тоже сломлена, что она не подходит в качестве партнера, что у нее есть склонность к саморазрушению… Это именно тот персонаж, которого играет Марго, и играет она его превосходно. Я тоже почти влюбился в нее. Во второй половине Шазель больше размышляет о кинематографе, его магии, его ценности… Для меня это немного слишком пафосно (но, думаю, все же лучше, чем «Фабельман» Спилберга), но рационально я не могу ни в чем упрекнуть. Просто у меня есть циничная черта, которая проявляется, когда что-то преподносится с избытком позитива. Кинематограф великолепен. Шазель просто знает, что делать, и смотреть фильм — сплошное удовольствие. В нем есть абсолютно захватывающий драйв, поэтому те моменты, которые в другом фильме зритель выбросил бы из головы, здесь запомнятся. Темп, однако, не всегда казался мне вполне органичным. Я не удивлюсь, если узнаю, что Шазелл хотел втиснуть фильм в три часа. В результате временами возникает ощущение спешки, что не очень хорошо работает. Я не хочу сказать, что в фильме есть что-то плохое. Напротив. Все выглядит идеально, и, должно быть, это была сумасшедшая работа — собрать все вместе. Проблема в том, что весь этот контент пришлось сжимать, что не слишком способствует качеству. Думаю, лишние 10 минут съемок очень бы помогли. Что объединяет множество качественных сцен в истории, так это то, что режиссер дал им простор для дыхания. Здесь, несомненно, есть такие сцены, но и другие тоже бы выиграли. 180 минут — это слишком много для многих людей (TikTok заблуждается). Конечно, эти люди придут в ужас, услышав, что я призываю увеличить продолжительность фильма. Но я придерживаюсь мнения, что переизбыток информации тоже приводит к усталости, а общая развлекательная ценность фильма может быть просто повышена за счет качественных сцен, которые как-то дышат. Тем не менее, фильм настолько драйвовый, что меня развлекали от начала и до конца. И Питт, и Марго Робби играют персонажей, которые будут прекрасно смотреться в их резюме. Пожалуй, только главный герой (Диего Кальва) оказался не слишком веселым. Немного «тупой, но не соленый». Сначала он позиционирует себя как человек, который решает все проблемы и быстро учится, что было многообещающе, а потом фильм не дает этому персонажу столько пространства для психологического развития, и в результате он оказывается не таким сюжетно пронзительным и трогательным. Тем не менее, я удивлен, что в Америке на него никто не обратил внимания. Это не самозабвенное произведение, и не неактуальный экскурс в то, как снимались фильмы в первой половине 20-го века. Хотя я люблю фильмы о фильмах и фильмы о закулисных делах (см. «Манк»), я понимаю, что это может не заинтересовать массы. На самом деле, не удивлюсь, если в США «Вавилон» в итоге станет культовым фильмом. Описание сюжета: «По своей сути это эпическая драма, хотя на самом деле это довольно интимная история людей, которые были там какое-то время, имели возможность творить мечты и не заметили, как их собственная жизнь превратилась в кошмар».
Увидимся в Венеции… или Праге… Приятно слышать в таком фильме… После «Фабельманов» еще одна проникновенная «Американская ночь»…
Посмотрено на показе в ЦСДФ 18.01.2023 https://iakia.blogspot.com/2023/01/babylon-rezie-scenar-damien-chazelle.html?fbclid=IwAR351Wpilbt5VtkE2s7hAxV8KMIRLTcD_GkPpq5RGONQvxAaAqggFVql0zc
Интересная история из тех времен, когда кино перешло из немой эры в звуковую, и Голливуду пришлось научиться говорить. На самом деле это ужасно интересная тема, но я никогда не задумывался над ней. Визуально и актерски фильм потрясающе передан. Но больше всего меня завораживали изменения в жанре самого фильма. Один день — комедия, другой — драма, третий — ужасы. Для каждого найдется что-то свое, и некоторые сцены мне пришлось пересматривать позже, чтобы понять, что же произошло на экране. Так что единственный недостаток для меня — это продолжительность фильма, которую я бы немного сократил, но это не значит, что у вас есть время заскучать.
10/10. Непринужденная трехчасовая поездка, полная наркотиков, случайного секса, алкоголя, съемок фильма и бесконечных вечеринок. Так бы некоторые охарактеризовали этот фильм, но в его глубине скрываются куда более масштабные темы. На самом деле это праздник кино во всех его проявлениях, но в несколько иной манере, чем это было в «Фабельманах» Спилберга, здесь он более идиосинкразичен, и вы будете резать себя от смеха над сценой, где съемочная группа не успевает снять ни одной сцены около 17 раз. Актерские работы Питта, красавицы Робби и новичка Диего Кальвы просто великолепны. Лично я все время ждал появления своего любимца Тоби Магуайра, и он не разочаровал, когда он впервые появился в фильме, половина кинотеатра замолчала, а Тоби добавил еще одну ценность (читай юмористическую составляющую) к и без того пушистой концовке, которая стала абсолютным пиком этого зрелища. Последняя четверть часа полностью отдает дань уважения киноиндустрии, но может вызвать эпилептический припадок у некоторых зрителей. В заключение хочу сказать, что, возможно, просто жаль, что фильм вышел на экраны чешских кинотеатров только в январе, в то время как премьера состоялась в декабре 2022 г. Для меня он определенно является одним из кандидатов на звание фильма 2022 г. PS: Марго Робби абсолютно идеальна для этих ролей.