«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
Я не хочу давать ему 5 звезд, но я должен это сделать. Хотя я придерживаюсь мнения, что обнаженке и оргиям такого уровня место в порно, а не в классическом кино, основная идея более чем трехчасового (!) «Вавилона» затронула меня настолько, что если бы я (хотя бы) не дал ему последнюю звезду, я бы жалел об этом всю оставшуюся жизнь. Этому горько-сладкому голливудскому абсурду, финальная рекапча которого для меня столь же гениальна, как, скажем, появление плода в «2001: Космической одиссее», могли бы позавидовать нынешние три короля жанра абсурда (Тарантино, МакДонах, Вон) с долей гиперболизации. Не говоря уже о том, что в последний раз я испытывал такие мурашки на взрывающемся финале «Реквиема по мечте», а это было чертовски давно… Если бы мне нужно было выделить что-то одно, то это были бы музыка и Питт.
Я считаю, что сюжет, включая его подсюжеты и регистр персонажей, хорош. Даже очень хорошим. Но вот что мне совершенно не понравилось, так это форма. Фильм оставил у меня ощущение фригидности, буквально скуки. Между мной и экраном — барьер, вакуум, и поэтому проецируемые сцены ничего для меня не делают. Я понимаю, что фильм хочет выразить, но в таком виде он меня не привлекает, не развлекает. Я не берусь судить, просто ли фильм плохо сделан, или он просто несовместим со мной. BTW — недавно я испытывал похожие чувства по отношению к «Треугольнику печали», но там я нашел тему отчаянной в дополнение к форме.
Шазель сорвался с цепи, Paramount, вероятно, будет недоволен… но как зритель, я смог насладиться этим в полной мере. Первоначальная эйфория на вечеринке и в эпоху немого кино была так же хороша, как и падение в эпоху звукового кино, которое не каждый может принять и быть таким же хорошим. Мы наблюдаем, как герои греются в лучах славы или мечтают, но во второй половине фильма на смену им приходят разочарование и горечь. И именно в этом «Вавилон» очень силен, потому что Шазель снова предлагает множество слоев и снова имеет сильную развязку. Это снова дань уважения кинематографу, дань уважения тому средству, на котором проявляется фантазия. Все это дополняется великолепной операторской работой Линуса Сандгрена и по-прежнему хорошей партитурой Джастина Хурвица, но я уже опасаюсь его будущих работ, потому что здесь она становится немного повторяющейся по сравнению с LaLaLand, но все же музыка подходит как перчатка. Если кто-то разочарован, то мне их искренне жаль, главное, что Top Gun был их сердцеедом… Это настоящее кино, хиппокриты. 90%.
Дэмьен Шазелл — один из тех режиссеров, чьи новые фильмы я всегда жду с нетерпением. На его счету несколько современных классических картин, и он не разочаровал и в этот раз, сняв эпопею о Голливуде столетней давности. И это — аттракцион. Сценарий грязноват и не совсем сбалансирован, но на этом претензии заканчиваются. Фильм помпезен, огромен, зрелищен и неудержим, трехчасовой хронометраж кажется на 40 минут короче, а зритель не скучает ни секунды. Постановочный дизайн великолепен, операторская работа превосходна, а партитура Джастина Гурвица достойна «Оскара». Диего Кальва, исполнитель главной роли Мэнни Торреса, — восходящая звезда, который с легкостью может сравниться с такими звездами, как Марго Робби и Брэд Питт, а во второй половине фильма он берет бразды правления в свои руки и просто потрясает. Я настоятельно рекомендую вам сходить на «Вавилон» в кинотеатр — фильм создан для большого экрана и должен быть показан на нем, по крайней мере, при первом просмотре. Подробнее читайте здесь.
Может ли быть что-то более идеальным, чем проверенный временем дуэт Шазель-Хурвиц? Эти двое построили свою карьеру в кино, сосредоточившись на музыке и особенно ее значении в кино. Они продемонстрировали свое мастерство в «Хлысте», но прежде всего в «Ла-Ла Ленде», фильме, отдающем дань уважения мюзиклам. Теперь джентльмены преклоняются перед звуковым кино, его рождением, и все это усиливается прекрасной музыкой, главным атрибутом которой снова является труба. Фильм показывает нам славу немого кино, но также его гибель и рождение звука, столь важное именно для Шазелла и Гурвица. Ведь без звука не было бы мюзиклов и их любимого периода 1950-х годов. С этим вы сталкиваетесь несколько раз в фильме. Три главных героя, у каждого из которых свой путь к славе, тем не менее прекрасно переплетаются между собой. Марго, Брэд и Диего великолепны в своих ролях, на них невозможно не смотреть, на них просто невозможно не смотреть. Фильм в первую очередь предназначен для фанатов кино, но он обязательно найдет свой путь к терпеливому обычному зрителю. Финальная часть — это идеальное подведение итогов всего, что может предложить кино сегодня, и я был просто тронут. Ребята снова меня поймали.