«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
Лично я долгое время придерживался этой точки зрения, но после просмотра «Вавилон» Дэмьен Шазелл окончательно убедил меня в том, что сегодня в Голливуде нет лучших режиссеров, чем он. Вавилон» — невероятно зрелое и компактное произведение, в котором Шазель демонстрирует невероятное режиссерское мастерство. Я давно не видел фильма с такими насыщенными и интересными сценами, потому что будь то взрывное, пышное и безумное начало, более личная и сфокусированная на персонажах средняя часть или неожиданно мрачная и почти тарантиновская финальная часть — все они прекрасно работают как единое целое, и сразу после начала было несколько отрывков, где я удивлялся, как, черт возьми, этот парень Дэмиен справляется с этим. Кроме того, все остальные технические элементы, такие как блестящая музыкальная партитура, отличная операторская работа и монтаж, прекрасные визуальные эффекты, великолепные декорации, костюмы и так далее, работают на ура. Актерский состав тоже порадовал, особенно интересный новичок Диего Кальва и Марго Робби, которая не только отлично выглядит, но и отлично сыграла, если не сказать лучше. И, прежде всего, Дэмьен Шазелл не отступает от темы фильма на протяжении всех кадров, которая является своего рода высказыванием о киноиндустрии, и он прекрасно балансирует между двумя сторонами медали здесь и с помощью драматургии. Как отдавая дань уважения этой культурной индустрии, так и, напротив, устанавливая некое зеркало, в котором он не боится довольно жестко критиковать Голливуд и такую богатую элиту среди кинематографистов. Но если тема фильма все еще ускользает от кого-то, то в самом конце фильма происходит некий итог этих настроений, причем делается это настолько безупречно и впечатляюще, что лучшей развязки для этого и без того фантастического фильма и придумать было нельзя. Короче говоря, прямо из ворот 2023 года меня угостили невероятным блокбастером «Вавилон», который, без сомнения, станет для меня явным претендентом на звание фильма года в декабре, а часто упоминаемый Дэмьен Шазелл в очередной раз доказывает, что он абсолютный гений и мастерский режиссер.
85 %. Занимательная, увлекательная, живая и никогда не скучная дань кинематографу в форме очень личного высказывания. Не нужно ждать, и вы сразу же отправляетесь на декадентскую и бесцензурную вечеринку тысячелетия: местами она сделана (что неудивительно) почти музыкально, особенно в пышных пассажах. Актерский состав одновременно свежий и проверенный, поверхностно приятный: основное трио во главе с суверенной Марго действует актерски, а остальные умело поддерживают его (наиболее заметны, пожалуй, Адепо и Бирн). Бешеный темп примерно на полпути логично немного замедляется и акцентирует внимание на истории каждого персонажа. Хотя три часа пролетели незаметно, я не могу отделаться от впечатления, что монтажная комната местами спала. Пожалуй, впервые в творчестве Шазелла форма преобладает над содержанием. С точки зрения кинематографа, это, безусловно, высшее достижение, но мне нужно посмотреть его еще раз, чтобы, возможно, накинуть несколько процентов. В любом случае, четыре таких сильных, но разных фильма на его счету до того, как ему исполнится 40 лет… Дэмьен Шазелл определенно «часть чего-то большего».
Я с нетерпением ждал «Вавилон» с тех пор, как узнал о его создании. Возможно, фильм провалился в кинотеатрах США, и отзывы о нем были неоднозначными, но мне он понравился. Что представляет собой новый фильм оскароносного режиссера Дэмьена Шазелла (Whiplash, La La Land, First Man)? Длинный (189 минут), временами перегруженный, истеричный, преследующий, провокационный, гротескный и мрачный, с множеством причудливых сцен и персонажей и некоторыми ненужными сценами, отличной атмосферой и драйвом, данью уважения кино и кинематографу… но мне очень понравилось это хорошо сделанное зрелище… Действие фильма разворачивается в 1926 году на пышной вечеринке одного голливудского магната. Мексиканец Мануэль по прозвищу Мэнни (великолепное открытие Диего Кальвы!) стремится делать все, что связано с кино, и случайно становится ассистентом стареющей кинозвезды Джека Конрада (хорошо сыгранный Брэд Питт). На одной из вечеринок он встречает и влюбляется в амбициозную красавицу Нелли (пылкая Марго Робби), которая вскоре становится новой звездой немого кино. Но потом появляются «болтуны», и не все добиваются успеха в новую эру фабрики грез. В условиях упадка карьеры Джека и саморазрушительных наклонностей Нелли, только Мэнни удастся сделать карьеру…
Похоже, я смотрел совсем не тот фильм, что многие другие. Полупопулярный фильм, который прославляет кино, игнорируя кинематографические приемы. Может быть, мне просто было неинтересно, потому что история перехода немого кино в звуковое мне не знакома, а истории, иллюстрирующие ее, кажутся довольно невообразимыми. Да и длина — продюсеры, режиссеры, монтажеры и цифровые камеры будьте прокляты.
Мегаломаниакальное, декадентское любовное письмо к кино, но и совершенно неумолимый портрет Голливуда. Абсолютно захватывающий дух кинематограф, первоклассная игра актеров, несколько незабываемых сцен, лучший саундтрек года. А для меня, вероятно, фильм года. Безусловно, есть что покритиковать, и некоторые моменты могут быть важными, но по сравнению со всем тем, что взорвало мой мозг, все это кажется сущими пустяками. Боже, это была фантастика. 10/10