«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
История мирового кино 1: В кино…. Первые два часа — это зрелищный, энергичный, бурный, захватывающий, аудиовизуально опьяняющий праздник кино [aka Sex, Drugs, & Hollywood], который через параллельное эпизодическое повествование рассказывает историю шести (вымышленных) персонажей на фоне появления звукового кино [т.е. перехода кино из чисто визуальной среды в аудиовизуальную], технологического прогресса и нескончаемых вечеринок голливудских королей [где выпивка, проститутки и сэндвичи — порядок дня или вечера]. И будь то почти гротескный комедийный хронометраж, идеальный саундтрек, блестящий звуковой дизайн, суматошный монтаж, динамичные выезды камеры и стилистически экстравагантные приемы съемки — все это и многое другое превращает «БАБИЛОН» в феноменальный и виртуозный режиссерский калейдоскоп магии киноискусства. Особенно с точки зрения чисто визуального повествования — а именно, кадрирования, фокусировки, перефокусировки или знаменитой работы с мизансценами и задними планами, где постоянно что-то происходит, — «БАБИЛОН» действительно находится в другой лиге в этом отношении, и это невероятно захватывающий и богатый фейерверк точного кинопроизводства [в частности, открывающий получасовой пролог просто захватывает дух]. Так что если бы это зрелище было таким же безумным до самого конца, я бы без колебаний поставил фильму 10 баллов из 10….. Последний час, однако, излишне сбавляет обороты и представляет собой скорее перегруженное сплетение абсурдных и довольно нереальных историй (не только со съемочной площадки) и трагикомических судеб отдельных персонажей, которое довольно непоследовательно, лишено какого-либо значительного темпа, ритма или драйва — хотя и работает в пределах разумного как образная аллегория о мимолетной славе желания одного наивного мечтателя рассказывать истории….. Однако эти мелкие недостатки не отменяют того факта, что это первоклассное трехчасовое зрелище, увлекательная синефильская онанни и уникальное целлулоидное великолепие, которое трудно не заметить. А финальный монтаж, который является большой данью уважения кинематографу и новаторской глазурью на торте [поклонники «Поющих под дождем» будут визжать от восторга], просто великолепен. Дэмьен Шаззель просто невероятно талантлив — еще только начало года, а у нас уже есть один из лучших фильмов года…… [ВЕРДИКТ: 9 слонов из 10] …. P.S. Марго Робби — роковая женщина, Брэду Питту определенно не стоит бросать актерскую карьеру после такой глуши, ну а Тоби Магуайр — король! Больше фильмов о фильмах, пожалуйста.
Дэмьен Шазель — дурак и гений в одном лице. Его последний фильм, «Вавилон», меня просто заворожил. Не только великолепными выездами камеры и абсолютно точным параллельным монтажом, но и божественным саундтреком, который еще долго звучал в моей голове после выхода из кинотеатра. Это трехчасовой мега-рейд, который сложно увидеть и услышать. Я восхищаюсь студией Paramount за то, что она вложила кучу долларов в нечто подобное, чего больше никогда не увидишь. Вавилон» — это шедевр, который только что вошел в историю кинематографа.
Дэмьен Шазель — гений, у которого впереди огромная карьера. Однако «Вавилон» — настолько специфический фильм, что я вполне понимаю и полные оценки, и оценки в две звезды: он подойдет не всем. Первые два часа для меня были абсолютным кинематографическим экстазом, непередаваемым словами. То, что Шазель и Сандгрен могут делать с камерой, еще долго будет кружить мне голову. Столько блестящих сцен на таком коротком пространстве (например, съемка первой звуковой сцены просто феноменальна). Для меня, как человека, для которого фильмы значат очень много, «Вавилон» — это признание в любви к кино и всем этим киноманам. Единственная причина, по которой я сомневаюсь в полной оценке, — это то, что фильм местами выдыхается в последний час (отрывок с Тоби Магуайром, например, кажется излишне лишним) и то, что я не был так связан с персонажами, как хотелось бы, но как только вы даете ему доиграть, вы понимаете, что смысл совсем в другом. Нет, «Вавилон» не превзошел для меня «Ла-Ла Ленд», но я почувствовал себя особенным во время его просмотра.
Лучшее впечатление от кино в этом году. Итальянский акцент Брэда Питта 10/10. Общее впечатление от фильма, любовь к кино и саундтрек 11/10.
Впервые за долгое время фильм, длительность которого я посчитал не неоправданной, а необходимой. Возможно, это лучший фильм Дэмьена Шазелла, который становится одним из самых уверенных режиссеров нашего времени. Абсолютное удовольствие и обязательный к просмотру кинотеатр… То, что происходит на экране, что-то значит — может быть, не для вас в вашей башне из слоновой кости, но на земле, где живут реальные люди, это что-то значит.