Финляндия, 1944 год. Немцы отступают, оставляя за собой выжженную землю. Бывший финский солдат находит в Лапландии золотую жилу, но по пути домой сталкивается с отрядом нацистов.
Рецензия еще не написанаДля тех, кто любит, чтобы их кинематографические предложения были простыми и незлобивыми, есть «Сису». Финская картина длится около 90 минут, и в центре ее агрессии — история о Второй мировой войне, в которой практически неубиваемый солдат сражается с нацистами, пытающимися убить его из-за двух мешков с золотом. Сценарист и режиссер Ялмари Хеландер («Редкий экспорт», «Большая игра») не ставит перед собой ничего другого, кроме мести, создавая простое и вязкое зрелище, а также получая дополнительное удовольствие от наблюдения за тем, как нацистов убивают все более болезненными способами. «Сису» не назовешь захватывающим времяпрепровождением, но Хеландеру удается сохранить здоровое чувство абсурда, создавая в меру странный, но убедительный боевик, в котором многого не хватает. Это ужасы военного времени, поданные в ярко выраженной манере B-movie, и для тех, кто обычно не может найти интересную альтернативу глянцевым, бессмысленным синякам, заполняющим рынок, здесь есть суровое предложение боли и справедливости, чтобы освежить возможности экранной интенсивности.
В 1944 году Финляндию разоряют нацисты, решившие уничтожить земли, которые они собираются потерять в ходе Второй мировой войны. Через Лапландию идет Аатами (Йорма Томмила), опытный боец, которому надоело, и он держится в стороне, пробираясь через опасную местность. Он старатель, нашедший большое месторождение золота, собирает несколько мешков, чтобы обналичить их, но чтобы добраться до банка, ему приходится иметь дело с нацистскими оккупантами, холодными, голодными и злобными. Встретив на дороге нацистский отряд, Аатами привлекает внимание Бруно (Аксель Хенни), немецкого капитана, который совершает ошибку, недооценив незнакомца. Когда нацистские войска сталкиваются с финном, их вскоре убивают, пробуждая темную сторону в Аатами — опытном и неумолимом солдате с репутацией несокрушимого. В то время как Бруно нацелился на золото, Аатами вступает в бой с нацистами, решив сохранить свой приз.
Слово «сису» означает мужество, и Аатами уже достаточно набрался его, когда появился в фильме. Ему пришлось пройти через все испытания, он стал разбитым человеком со шрамами по всему телу, пытается жить в одиночестве со своей собакой, наблюдает за бушующей вдали Второй мировой войной и возвращает себе контроль над ситуацией, уходя на службу. В первом акте «Сису» Хеландер подробно рассказывает о своих переживаниях, когда он ищет золото и остается в стороне, в итоге находя небольшой самородок, который приводит к крупному месторождению. Фильм разбит на главы, и первым этапом путешествия становится находка Аатами, а затем Хеландер осторожно переходит к конфликту, представляя нацистов, которые путешествуют с пленными женщинами, которых они пытают и подвергают сексуальному насилию, ищут местных жителей для преследования и убийства, участвуя в политике выжженной земли, проводимой Германией.
Как только Аатами пересекается с нацистами, «Сису» превращается в серию физических испытаний для главного героя, который имеет дело с жестоким врагом, жаждущим столкнуться с незнакомцами. Это ошибка, о которой Бруно узнает, когда Аатами быстро и жестоко расправляется с тремя солдатами, начиная охоту за добычей, которая, как они постепенно понимают, является самой необычной. В «Сису» подробно описываются попытки побега, когда Аатами следует по минному полю, созданному нацистами, и ему удается выжить после взрывов, в результате которых немцы возвращаются в опасность, которую они сами же и создали, используя солдат и заключенных в качестве минных тральщиков. Аатами на нечеловеческое количество времени уходит под воду, чтобы спрятаться от оружия Бруно, и вынужден искать выход из подвешенного состояния. В «Сису» Аатами не предстает карикатурным, он просто мотивирован на уничтожение зла на личном уровне, и у него есть раны, доказывающие его уязвимость, которые Хеландер показывает сочными крупными планами.
Затея не становится сложнее игры на выживание, поскольку Бруно наблюдает за тем, как Аатами доживает до следующего испытания, повышая ставки в плане невинных людей, брошенных на линию огня. Смелость и решительность финского командира в финальном акте доходят до смешного, но картина справляется с этим, вдохновляя зрителей на участие, когда Аатами с безумной решимостью пытается остановить нацистов. Фильм «Сису» хорошо сыгран и технически совершенен, давая зрителю ощущение опасности и реальное чувство агонии, но во многом он также напоминает графический роман. В фильме есть некоторые повторы, но «Сису» хладнокровно и прямолинейно относится к своим жанровым интересам, что делает его освежающим, а его отношение к врагу может стать бальзамом для кинозрителей в наше время.
Где Отто Скорцени или Чак Норрис. Аатами Корпи, которого русские прозвали Костей Бессмертным, — бывший финский коммандос, а ныне старатель. Найдя золотую жилу, он хочет навсегда покончить с войной в 1944 году. Но он наталкивается на отряд немцев с собственным гаремом, предположительно чешуйчатых (надеюсь, что это не так, потому что, как пишет Вальтер Шак в своей книге Shoot Down, чешуйки пахнут заплесневелым сыром), которые не хотят отпускать его ради золота, и с этого все начинается. Бои идут на суше, под водой (а вы знали, что можно дышать под водой? Для этого нужно просто сделать достаточно клизм) и в воздухе. Черепа трещат, кости ломаются, а конечности летают по воздуху. Корпи даже выживает после собственной смерти, чтобы отомстить немцам и сохранить свое золото. Крутой боевик с элементами черной комедии на фоне Второй мировой войны в стиле вестерна. Надеемся, что после успеха первой части мы увидим продолжение.
Отличная пи…винка для нас, поклонников Рэмбо и Мересьева. Не ждите интеллектуальных развлечений и настоящих боев. Зато потом вы спокойно уснете с бессмертным Костей перед глазами…
Возможно, я перегибаю палку, но этот фильм был настолько охренительным, что я не смог удержаться. Конечно, в целом это фрик-шоу, полное исторических, но в основном биологических и физических странностей. Однако в фильме есть яйца, атмосфера, хорошая доля гиперболизации и мрачного юмора. Должен сказать, что я даю 5-ю звезду из-за самой концовки, которая меня просто потрясла. 5/5 ПЕРКЕЛЕ!!!
Если бы все нацисты были такими же говнюками, как этот отряд в Лапландии, Вторая мировая война длилась бы максимум неделю. Конечно, это полная чушь, но… мир любит бессмертных героев. Если бы это был 30-минутный эпизод какого-нибудь телешоу, я бы поставил ему более высокую оценку. А так — слабый середнячок на 40%.
/10 — Sisu — слово, которое совершенно непереводимо с финского. Лично я бы перевел его примерно как «неживой старик с киркой, которого основательно обгадила инфляция». На практике это означает, что в течение полутора часов мы следим за буйством пенсионера (чуть более невменяемого, чем мы знаем по общественному транспорту), который нашел золотой клад, и кучка злобных нацистов решила его у него украсть. Однако, к их ужасу, старик заигрывает с не слишком пацифистской теорией принудительной денацификации, а не артрита, что можно перевести на английский как «Мир всем нацистам! Или смерть». Более того, они и не подозревали, что играют не с простым пенсионером, а с необузданной природной стихией, движимой мыслью о литре бензина за 8 крон и деревянной скамейке для купания с видом на лес. Конечно, с такой мотивацией не сравнится кучка двухмерных прихвостней, и вот дедушка пробирается сквозь их огонь к аптеке в понедельник утром. // Фильм можно подытожить фразой «Слишком много — это слишком много». К сожалению, это относится и к мертвым нацистам, и к воскрешениям. Может быть, сам сюжет и неоригинален, актеры посредственны, а конечный продукт выглядит очень дешево из-за выбора единственной локации, но все же режиссер Ялмари Хеландер (р. 1976, Финляндия) мог бы сделать из этого гораздо больше. Это мог быть безумно увлекательный экшн-аттракцион, где эмоции выплескивались бы со всех сторон и, несмотря на беспрецедентную простоту сюжета, зритель был бы в напряжении и пожирал каждый кадр. Однако это не удалось. Сериал по-прежнему интересен, но эмоционально, к сожалению, не работает. Это связано с самой стилизацией деда под «прирожденного спецназовца», который не может умереть. Во-первых, он даже не совсем человек — ему нельзя сочувствовать, зритель по-прежнему видит в нем только объект, — а во-вторых, воплощенный финский мститель не может умереть. Добавьте к этому нулевую характеристику врагов, которые падают один за другим, как яблоки на голову Ньютона, неоднократные возможности убить деда, которые нацисты довольно глупо упускают, и сотни подсчетов количества промахов/попаданий одного деда, и вы получите фильм, полностью лишенный саспенса. Музыкальные вступления тоже не вызывают восторга, а пару раз и вовсе превращаются в сплошное фу-фу-фу. К чести фильма, его операторская работа относительно прилична и позволяет насладиться живописными финскими пейзажами, что я приветствую. Как глупое развлечение, фильм более или менее работает, хотя временами глупости становится слишком много. Как ни парадоксально, но юмор мог бы помочь. Гогочущий дум-нацист, пожалуй, все же смешнее, чем немой дум-нацист. «Эй, этот старик — золотодобытчик!» Он действительно этого не ожидал…