Второй фильм Вигго Мортенсена в качестве режиссера — вестерн «Мёртвые не причиняют боли (2024)», действие которого происходит в 1860-х годах, — рассказывает о Вивьен (Вики Крипс), которая завязывает отношения с датским иммигрантом Хольгером Ольсеном (Вигго Мортенсен). Познакомившись с ним в Сан-Франциско, Вивьен соглашается переехать с ним в его дом неподалеку от тихого городка Элк-Флэтс, где они начинают совместную жизнь. Однако Гражданская война разлучает их, оставляя Вивьен на произвол судьбы на территории, контролируемой влиятельным владельцем ранчо Альфредом Джеффрисом и его сыном Уэстоном.
Вики Крипс, одна из самых горячих звезд международного артхаусного кино со времен «Шелковой нити», «Острова Бергмана» и «Корсажа», умирает в первой же сцене. Она лежит в постели, тяжело дыша, палец щупает пульс, по щеке скатывается одинокая слеза, последнее видение — рыцарь на коне, мертвый. Но не волнуйтесь, мы еще увидим ее в флэшбэках — в конце концов, она является абсолютной изюминкой второй режиссерской работы рейнджера «Властелина колец» Вигго Мортенсена: в довольно спокойной вестерн-драме «Мёртвые не причиняют боли (2024)» Крипс играет Вивьен Ле Куди, которая имеет французские корни, в детстве была под сильным влиянием истории национальной святой Жанны д’Арк и эмигрировала в Америку после самоубийства отца.
В Сан-Франциско она заводит роман с богатым снобом, постоянное хвастовство которого действует ей на нервы. Увидев в порту плотника Хольгера Ольсена (Вигго Мортенсен), она соглашается на свидание на одну ночь — в основном для того, чтобы заставить своего шикарного любовника ревновать. Но потом это перерастает в нечто большее — и она сопровождает датского иммигранта куда-то в калифорнийскую глушь: у Хольгера здесь небольшая хижина, окруженная пылью и песком. Так будет меньше работы, восторгается он. Но она, всегда мечтавшая о европейских лиственных лесах, скучает по деревьям и цветам. А потом, после начала гражданской войны, Хольгер добровольно уходит служить в армию. Только что приехав, Вивьен остается одна — возможно, на долгие годы…
Вивьен совсем не похожа на других героинь вестернов. Она не берет в руки кольт и не становится крутой, как в других феминистских фильмах. Вместо этого Крипс воплощает свою героиню с той степенью естественности, которую мы просто не привыкли видеть в вестернах. Оставшись одна, Вивьен не только ухаживает за клумбой, но и ищет работу в салуне. И когда однажды ночью ее жестоко насилуют в собственной хижине, она лишь ненадолго задумывается о том, чтобы все бросить. Вместо этого она ставит своего могущественного мучителя на место, являясь на следующий день на работу в город вовремя, несмотря на опухшее лицо, и продолжает относиться к окружающим ее людям с заразительной человечностью.
Мортенсен ставит все это с меланхоличным оттенком, который порой скорее романтизирует стойкую борьбу Вивьен, чем подпитывает ее, и поэтому лиризм иногда переходит в скуку. Тем не менее, от игры Крип трудно оторваться — не в последнюю очередь потому, что сценарий снабжает ее несколькими действительно сильными репликами в диалогах. Например, обезоруживающе непринужденное приветствие, которое так или иначе говорит обо всем, когда Хольгер возвращается после долгих лет страданий: «Как прошла ваша война?». Это еще одна причина, почему так жаль, что ее одинокие годы, хотя и являются сердцем фильма, занимают сравнительно мало места. Вместо этого «Мёртвые не причиняют боли (2024)» больше сосредоточен на том, как Хольгер после смерти Вивьен может превратиться в сияющего рыцаря, о котором она всегда мечтала.
Это история о влиятельном бизнесмене (Гаррет Диллахант), его психопатическом сыне-садисте (Солли Маклауд), коррумпированном мэре (Дэнни Хьюстон) и беспринципном судье (Рэй Маккиннон), который вешает совершенно невиновного человека после шестикратного убийства, чтобы как можно быстрее оправдать правителей маленького городка. Однако, в отличие от Вивьен и ее судьбы, и клишированные персонажи, и предсказуемый сюжет в этой части — абсолютные стандарты жанра, в которые Мортенсен, ответственный также за сценарий, к сожалению, не вносит ничего нового. Да и западная суета, протекающая по знакомым линиям, поставлена им весьма скованно. Два часа и девять минут фильма время от времени навевают скуку.
Вывод: Вики Крипс особенно хорошо играет в этой вестерн-драме, которая часто скатывается от лирического к скучному и слишком полагается на клише, особенно в отношении персонажей второго плана.
Отзывов ещё нет. Напишите первым.