Партия Черных пантер» и сегодня пользуется дурной славой. Основанная в ответ на расово мотивированное насилие со стороны полиции, она превозносит социальные обязательства перед черным сообществом, а другие критикуют кровавые действия некоторых членов организации. Основатель Хьюи П. Ньютон (Андре Холланд) прославлен как лидер движения 1960-х годов, но в то же время он сталкивается с массовым сопротивлением. Не только потому, что он олицетворял радикальную левую политику в консервативных США, но и потому, что возникли сомнения в его моральной чистоте. Когда ФБР настигает Ньютона, ему на помощь приходит неожиданный сторонник: успешный режиссер и продюсер Берт Шнайдер (Алессандро Нивола) разрабатывает гениальный план по переправке Ньютона на Кубу, где он будет защищен от власти ФБР. Решением проблемы становятся фальшивые съемки фильма, но никто не подозревает, что план пойдет ужасно не так…
Основано на реальных событиях. Режиссер Берт Шнайдер поддерживал Хьюи П. Ньютона финансово до самой его смерти в 1989 году, потому что был убежден в его политической программе.
Странное ощущение — балансировать между сериалами, которые одновременно и работают, и не оправдывают ваших ожиданий. В момент, когда вы явно получаете удовольствие, вы не можете не чувствовать ноющую, назойливую тягу к большему. Минисериал Apple TV+ Джима Хекта «Большая сигара», основанный на одноименной книге Джошуа Бирмана, рассказывает о побеге Хьюи П. Ньютона из ФБР на Кубу. Сериал отличается яростным саспенсом, высокой ценностью продукта, глубоким ансамблем и острым психологическим подтекстом. Но даже когда захватывающий Андре Холланд, который привносит в роль Ньютона свою фирменную, полностью прочувствованную парность, завораживает зрителя, возникает ощущение, что мы только царапаем поверхность того, что этот человек значил для движения.
Прошло четыре десятилетия с тех пор, как Партия черных пантер прекратила свою деятельность. И все же белая Америка до сих пор чувствует себя неловко, отмечая праведный радикализм этой политической группы. В 1990-х годах, например, фильм «Форрест Гамп» сделал их посмешищем. Как и «Парикмахерская 2» в начале века. Однако в последние пять лет Голливуд делает более прямые жесты в сторону партии: Фильм «Черная пантера» во многом опирается на пыл этой организации; «Иуда и черный мессия», байопик о Фреде Хэмптоне, принесший Дэниелу Калуя премию «Оскар» за лучшую роль второго плана в роли убитого политического лидера, говорит о ее корнях. Но даже в этих работах зрители не испытывают дискомфорта, полностью передавая обостренное стремление к самообороне и экономической независимости, проповедуемое партией.
В шести эпизодах фильма «Большая сигара» с помощью нелинейной хронологии, временами вызывающей недоумение, предпринимается попытка дать нам представление о Ньютоне и «Пантерах» в их самый критический момент. В первом эпизоде, снятом режиссером Доном Чидлом, Ньютон отчаянно стучится в дверь голливудского продюсера Берта Шнайдера (Алессандро Нивола в уморительно ярком парике). Человек, которому часто приписывают рождение Нового Голливуда — Шнайдер продюсировал фильмы «Беспечный ездок» и «Пять легких пьес», — считает Ньютона своим другом. На самом деле, он привез Ньютона в Тинсельтаун с целью снять байопик о политическом лидере с Ричардом Прайором в главной роли. Расстроенный, чопорно одетый Ньютон в фетровой шляпе и кожаном меховом пальто вместе со своей подружкой Гвен (Тиффани Бун) приезжает к Шнайдеру, нуждаясь в более чем бюджетном финансировании. Его разыскивает ФБР за убийство 17-летней работницы секс-индустрии, и ему нужно выбраться из страны.
Попытка Ньютона выжить втягивает зрителей в закрученную историю о шпионаже, шпионаже и эскападах под воздействием наркотиков. Мы переходим от Шнайдера к его лучшему другу и партнеру-продюсеру по BBS Productions Стивену Блаунеру (П. Дж. Бирн), балансируя между обязательствами перед Ньютоном и завершением их новаторского антивоенного документального фильма «Сердца и умы» и собственным шатким путешествием Ньютона к этому моменту. Для стабильности первой нити мы в основном исследуем распадающуюся дружбу, которую разделяют высокопарный плейбой Шнайдер и прилежный бизнесмен Блаунер. Нивола и Бирн замечательно передают тесную связь между этими двумя мужчинами и различия в характерах, которые их разъединяют.
Несмотря на высокое мнение о себе как о левом радикале, Шнайдер не является особенно глубоким человеком: он мгновенно пристрастился к атмосфере опасности, которую представляет собой Ньютон, словно новый экзотический уличный наркотик. Эта пустота представляет собой сложную задачу для Ниволы: он должен быть достаточно интересным в своей тупости, чтобы более умные зрители не задавались вопросом, почему этот сериал не снят исключительно с точки зрения Ньютона. Сериал часто испытывает наше терпение его нитью, поскольку персонаж толкает своих друзей к пределу даже их сочувствия — но он справляется с этим напряжением, как немногие актеры. Нивола придает «благонамеренности» поразительную драматичность и ранимость, что в основном поддерживает интерес к Шнайдеру гораздо больше того, что заслужил персонаж на странице.
Помогает и то, что мы смотрим, по сути, мешанину из «Арго» и «Выигранного времени». Острые ощущения от первого мы получаем благодаря тому, что Шнайдер разрабатывает план создания фальшивого фильма, который станет прикрытием для контрабанды Ньютона из страны. Юмор, с которым Шнайдер, Блаунер и Ньютон перехитрили агента ФБР, преследующего их, — прекрасная порция нарастающего смеха, как и каст чудаковатых персонажей, которые входят в этот мир: от суетливого наркоторговца до подмигивающих
отсылок к голливудской сцене.
Но в конечном итоге главной звездой становится Ньютон: Нелинейная хронология в основном успешно ориентирует нас на его психологическое падение. Ньютон по понятным причинам нервничает. В конце концов, к 1974 году, когда происходит действие сериала, Малкольм Икс, МЛК и Фред Хэмптон уже были убиты. Часть руководства «Черных пантер», например Элдридж Кливер, бежала из страны. Если сложить все это с разрушительным воздействием COINTELPRO — программы слежки американского правительства, использовавшейся для подрыва лидеров чернокожих, — можно понять, как Ньютон не только приобрел серьезную привычку к наркотикам, но и закрутился в спирали. Холланд всегда был очаровательным актером, но в Ньютауне он особенно вязкий и кинетический в приступах паранойи и недоверия. Лицо Холланда опускается, глаза становятся побежденными и пустыми, и кажется, что Ньютон стремительно стареет под воздействием стресса.
Холланд придает внутреннему облику Ньютона определенность, даже когда сериал гораздо больше интересуется его внешним раздражением. Мы не получаем достаточно времени между Ньютоном и его отцом (всегда надежный Глинн Турман). Призрак погибшего молодого товарища, который неотступно преследует Ньютона, также недостаточно прописан. Создатели сериала хотели бы сократить количество фейерверков и сосредоточиться на разработке более спокойных, эффективных моментов, которые могли бы еще больше раскрыть Ньютона-человека и его значение для движения, которое, кажется, рушится вместе с ним.
Хотя «Большая сигара» — это, безусловно, зажигательный фильм, он не настолько политически радикален, как его реальный герой. Тематически фильм получился слабым из-за настойчивого стремления очеловечить агента ФБР (Марк Менчака), выдающего себя за хиппи. Многие были обмануты правительством и поступили на государственную службу только для того, чтобы узнать о темной изнанке бюрократии, особенно те, кто был втянут в войну во Вьетнаме. Но действительно ли нам нужно понимать точку зрения полицейского? По какой-то причине создатели хотят этого. Они считают, что точка зрения белого агента ФБР важнее, чем девушка Ньютона Гвен. Она, в лучшем случае, всего лишь поддерживающий напарник — тот, кто поддерживает Ньютона, но зрители никогда не находят в ней опоры.
Несмотря на то что «Большая сигара» — это разросшаяся, сверхнапряженная капсула времени, в которой удивительным образом сочетаются конкретный момент в Голливуде и политически чреватая реальность того, что происходило за пределами страны грез, этому сериалу не хватает непоколебимой грани. Он не желает быть таким же радикальным, как Ньютон или «Черные пантеры»; вместо этого он опускается до широких развлечений для толпы, чтобы смягчить удар по независимости чернокожих.
Отзывов ещё нет. Напишите первым.