Сюжет начинается в Англии XI века, когда многие знания были утрачены в Темные века, а церковь борется с черной магией. Медицинские знания греческих врачей, таких как Гиппократ и Гален, были утеряны для медицины средневековой Европы, пока не стали преподаваться позже в таких школах, как школа Салерно (после арабско-латинского переводческого движения XII века). В Англии XI века странствующие хирурги-цирюльники пытались оказывать медицинскую помощь простому населению, часто рискуя тем, что церковь будет преследовать их за колдовство.
Роберт Коул обладает необычным даром: он чувствует, когда человек, которого не лечат, заболевает неизлечимой болезнью. Впервые он замечает это, когда еще маленьким мальчиком чувствует, что его больная мать умрет от аппендицита — болезни, о которой он даже не подозревал. Юный сирота поступает на службу к странствующему цирюльнику-хирургу, который называет себя Барбером. Барбер обучает его основам средневековой медицины, предлагая такие услуги, как куперотерапия, кровопускание и удаление зубов. Даже будучи подмастерьем, Роб понимает ограниченность этих простых методов. Когда Барбер страдает от катаракты, Роб обращается к настоящему Медикусу. Этот еврейский врач полностью исцеляет Барбера. Он узнает немного о еврейской культуре. Он общается с двумя детьми, Джесси и Бенджамином. Там же Роб впервые видит карту мира и узнает о знаменитом Ибн Сине, который преподает медицину в далекой Персии. И он решает учиться там, чтобы стать врачом. В период исламского золотого века медицина средневекового исламского мира (возникшего в результате симбиоза иранской медицины Гондишапура и несторианской византийской медицины в багдадском Доме мудрости) становится гораздо более совершенной, чем в Европе. Врач, ученый и философ Ибн Сина преподает в Исфахане, самой важной школе для начинающих практиков в мире того времени.
Роб узнает, что христиане запрещены в мусульманских землях, а к евреям относятся терпимо. Прибыв в Египет, Роб, несмотря на то что он крещеный христианин, делает себе обрезание и называет себя Джесси Бен Бенджамин, выдавая себя за еврея. В караване он знакомится с Ребеккой, которая читает ему из книги про Аладдина и Синдбада-морехода. Он переживает бурю в пустыне и едва не погибает. Он получает сотрясение мозга, когда просит о приеме в школу Ибн Сины, Хранителя, и его берут в качестве пациента.
В больнице и медресе Бимаристана он изучает основы научной медицины, а также другие науки и философию (в том числе аристотелевскую и исламскую). Роб учится вести историю болезни и проводить медицинское обследование, включая диагностику пульса, лечение пиявками, использование опиума, в том числе с обезболивающим эффектом, и хирургические операции. Когда в городе вспыхивает чума и тысячи людей умирают, врачи остаются рядом с пациентами. Благодаря открытию основных гигиенических принципов чуму удается победить. Роб предполагает, что переносчиками Черной смерти могут быть восточные крысиные блохи, и с помощью крысиного яда вредителей можно подавить. Страсть к Ребекке вспыхивает вновь, когда Роб ухаживает за брошенной, больной чумой, и выхаживает ее здоровой. Между Робом и Ребеккой происходит внебрачный секс, который приводит к беременности. Прелюбодеяние приводит к подготовке побития камнями. Роб узнает от шаха о бремени правления.
Христианская, иудейская и исламская религии используются в оценке медицинской науки. Конфликт разгорается из-за этической оценки вскрытия человеческого тела. Когда зороастриец умирает от аппендицита, Роб узнает от него, что в его религии не требуется вскрытие мертвого тела. Вместе с ним Роб тайно проводит вскрытие, чтобы углубить свои знания по анатомии и обнаружить воспаленный отросток. Позже ему удается под наркозом провести шаху операцию по удалению аппендицита.
Муллы предают Исфахан сельджукам, чтобы те изгнали из города евреев и светских богохульников вроде Ибн Сины или убили их. После того как толпа разрушила больницу и убила служащих, Ибн Сина кончает жизнь самоубийством. Незадолго до смерти Ибн Сина передает свои медицинские труды Робу Коулу в сгоревшую библиотеку. Роб Коул может называть себя «хакимом» — почетный медицинский титул, который ему присвоил гроссмейстер медицины.
Рецензия еще не написана
Отзывов ещё нет. Напишите первым.