В самом сердце величественных Анд, в роковой день 13 октября 1972 года, разыгралась невообразимая трагедия. Именно в этот день рейс 571 уругвайских ВВС, на борту которого находилась группа страстных регбистов, направлявшихся в Чили, постигла непредвиденная судьба — он столкнулся с грозным ледником. Безмятежный пейзаж, некогда не тронутый человеческим отчаянием, внезапно стал фоном для страшного путешествия на выживание и стойкость.
Сага о рейсе 571 уругвайских ВВС стала предметом многочисленных исследований в средствах массовой информации, включая такие фильмы, как «Выжить» 1976 года и «Живой» 1993 года. Это история невероятной стойкости, затрагивающая основы человеческого духа, веры и братства, но есть в ней и более неприятная сторона, на которой обычно сосредоточено большинство аналитических материалов, посвященных этой катастрофе. Соавтор сценария/режиссер Х.А. Байона не уклоняется от предложений каннибализма, которые появляются в середине фильма, но в «Обществе снега», основанном на книге Пабло Вьерси, он стремится к более конкретному пониманию жертвоприношения. Байона (снимающий свою первую картину после «Мира Юрского периода: Падшее королевство» 2018 года) находит интимность события, стремясь убрать все сенсации, чтобы лучше понять истинную борьбу и горе выживших, стараясь сохранить как можно больше человечности в истории, которая известна прежде всего своими самыми жуткими поворотами.
13 октября 1972 года 45 человек поднялись на борт рейса 571, летевшего в Сантьяго (Чили) из Монтевидео (Уругвай). Большая часть пассажиров входила в состав регбийной команды клуба «Кристианс», которые были рады отправиться на соревнования и насладиться различными социальными возможностями с друзьями и семьей. Ожидая, что приземление произойдет через несколько минут, во время полета над горами Анд, ошибка пилота привела к аварии, в результате которой самолет упал на камни и снег. В катастрофе выжили 33 человека, но ужас этого события только начинался. Нума (Энцо Вогринчич Ролдан) — один из членов команды, поначалу неохотно присоединившийся к полету, становится свидетелем организации жизни, когда мужчины и женщины медленно преодолевают свой шок, понимая, что спасение придет не скоро, если вообще придет. В поисках чего-нибудь, что могло бы защитить их от стихии, пассажиры вынуждены бороться с экстремальной выносливостью, когда голодные боли доводят их до безумия, а надежда постепенно угасает, когда дни превращаются в недели в ловушке в горах.
Байона не относится к авиакатастрофе с нарастающим ужасом. Он создает более личную атмосферу в «Обществе снега», знакомит с командной динамикой и дружескими отношениями, а поездка становится источником волнения для молодых людей, которые любят регби, но также рады возможности познакомиться с чилийскими женщинами во время экскурсии. Авиакатастрофа происходит в первые 15 минут 130-минутного фильма (до финальных титров), и Байона наводит настоящий ужас, наблюдая, как веселье сменяется тревогой, а самолет разрывается на части в горах, разбивая пассажиров, оставляя раны, которые уносят их жизни в первую же ночь мероприятия. В «Обществе снега» не преуменьшается висцеральный опыт крушения, но постановка намерена напомнить зрителям о настоящей утрате, называя имена погибших по мере развития сюжета.
В «Обществе снега» большое количество персонажей, за которыми нужно следить, но сценарий прослеживает горстку выживших, и большую часть просмотра занимает точка зрения Нумы. Он делится своими внутренними мыслями, наблюдая за днями растерянности, которые постепенно превращаются в организованность, когда команда начинает нормировать еду и припасы, пытаясь сохранить всех сытыми и одетыми в условиях высокогорья с запредельными температурами. Большую часть фильма мы не отвлекаемся на мужчин, следя за их реакцией на экстремальность происходящего, включая Нандо (Агустин Парделла), который теряет в катастрофе мать, а его сестра медленно умирает у него на руках. «Общество снега» — это мрачный, но в то же время нежный фильм, в котором мы наблюдаем за товариществом выживших, которые решают вопросы веры и вины по мере того, как проходят дни и постепенно исчезает надежда.
В «Обществе снега» речь идет о приходе каннибализма, когда люди не решаются на такой шаг, но голод оказывается слишком сильным, чтобы его выдержать. Здесь есть немного графического контента, но любой элемент эксплуатации блокируется Байоной, который сосредоточен на понимании процесса принятия решения и мотивации продолжать жить, что вдохновляет на исследование местности. Спортсменов посещает дополнительное насилие, включая ужасающую последовательность схода лавины, но «Общество снега» остается сострадательным, не торопясь исследовать психологические состояния людей, столкнувшихся с собственной смертностью. Байона демонстрирует впечатляющее кино о катастрофах, но его цель — вернуть историю к выжившим, выявить их страхи и невероятную силу во время затяжного кризиса.
Я не понимаю, зачем было снимать двухчасовой ремейк «Живого»… с той лишь разницей, что в этом фильме они начисто выгрызли трупы.
Мощный фильм, в котором полет спортивной команды превращается в ледяной белый ад. Фильм представляет собой более современную версию ставшей уже привычной истории о выживании группы молодых спортсменов, которые, чтобы выжить, вынуждены прибегать к не совсем традиционным для нашего общества кулинарным методам. Фильм представляет собой суровое описание еще более суровой реальности, о которой мы, зрители, можем только мечтать. Те, кто знает эту историю и немного поразмыслил над ней, поймут… что выжить в подобной ситуации могут только те, кто не обращается к социальному кодексу этики и условностей, к вере в бога (любого), к состоянию или происхождению пищи, которую им подают. Это суровая и леденящая душу история о выживании в дикой природе заснеженных Анд, и не только из-за минусовых температур, в которых она происходит. Фильм о силе духа и эго, о сплоченности и силе человека, о способности жить и выживать в любых обстоятельствах… даже когда кажется, что все потеряно.
В общем, безупречно сделанный фильм. Судьбу рейса 571 мы уже однажды видели на наших экранах, так что ничего удивительного не происходит, но приятно увидеть эту историю в современной оболочке, подходящей ей по возрасту. Потому что кинематограф здесь просто потрясающий. Актеры великолепны. За что я бы попенял, так это за недостаточное количество страданий. Не хватает сцен отчаяния и боли. Для меня это лишает фильм подлинности. И, конечно же, слишком длинный хронометраж. Извините, но это действительно можно было уместить в два часа.
Фильм «Выжить», снятый 30 лет назад, намного лучше. Даже авиакатастрофа тогда была снята лучше. Новая обработка в основном сосредоточена на разговорах на снегу, может быть, поэтому странное название и 2,5 часа — это действительно слишком много, местами стало скучно.
Netflix не стал шутить и выпустил исключительный хит в самом начале года. Почему исключительный? От себя могу сказать, что это, пожалуй, один из лучших ремейков, которые я когда-либо видел. Положа руку на сердце, таких много. Хотя оригинальный фильм мне тоже очень понравился, здесь я должен дать ему дополнительную звезду. Он просто лучше, во всех отношениях. Возможно, большую роль в этом сыграл тот факт, что за дело взялись сами испанцы и уругвайцы, которые, возможно, ближе к этому событию и судьбе этих людей, чем американское производство. Добавьте сюда режиссера, за плечами которого «Сиротский дом» и «Ничто не может нас разделить», и вот, пожалуйста, рождается шедевр. Общая изощренность, расположение сюжета, введение персонажей, крушения и, наконец, само выживание — все на высшем уровне. Особенно каннибализму здесь уделено гораздо больше внимания, чем в оригинальном фильме. Отчаяние, безнадежность, холод, горы, снег и смерть повсюду. Великолепное выживание, отдающее дань уважения не только выжившим, но и тем, кто так и не вернулся из этого снежного ада. По ходу просмотра нам показывают имена и возраст погибших (за это большой палец вверх), а в конце много фотографий и эмоции просто брызжут. Конечно, я мог бы придраться к некоторым моментам, но в этот раз я с радостью пропущу их. Да, когда я думаю о том, что можно прочитать в социальных сетях и в различных обсуждениях: «Боже, еще один ремейк. Зачем они вообще это делают? О да, это снова будет неуважительно. Неужели одного фильма недостаточно? Что ж, на этот раз я могу громко и хорошо посмеяться и просто сказать: «Да пошли вы!» Но это нужно было снимать, без сомнения».