После внезапного увольнения с работы и чувства безысходности Майк, молодой человек с проблемной психикой, оказывается на распутье. В поисках работы он неожиданно устраивается ночным охранником в заброшенную пиццерию «У Фредди Фазби», некогда оживленный тематический ресторан. Однако он еще не знает, что в стенах этого жуткого заведения скрывается паутина тайн и иллюзий, разрушающая все его предвзятые представления об этом месте. По мере того как проходят ночи, Майк все глубже погружается в загадочные сферы «У Фредди», открывая для себя тревожные тайны, которые бросают вызов самому его восприятию реальности.
Созданная Скоттом Коутоном франшиза видеоигр «Five Nights at Freddy’s» существует с 2014 года и предлагает игрокам странную мешанину из ностальгии по 80-м и хоррор-геймплея, давая молодым игрокам возможность познакомиться с жанром, не разрушая при этом постельный режим. Как и в любой популярной видеоигре, пришло время перенести творение Коутона на большой экран. Создатель взял на себя обязанности сценариста вместе с Сетом Каддебеком и Эммой Тамми (которая также является режиссером), чтобы превратить point-and-click событие в настоящий фильм. «Пять ночей у Фредди» — это достойные достижения в области производства и некоторые макабрические дополнения, но постановка промахивается, когда речь заходит о страхах и темпе. Это довольно скучный визит в адскую яму, вдохновленную Чаком И. Чизом, и в целом картина слишком перегружена сюжетом и попытками создать настроение, лишаясь критического ощущения угрозы, которое способствовало глобальному успеху игры.
Майк (Джош Хатчерсон) — двадцатилетний молодой человек, попавший в тяжелую ситуацию, которому поручено воспитывать Эбби (Пайпер Рубио), свою младшую сестру. У Майка серьезные проблемы с гневом, он борется с безработицей, а его тетя Джейн (Мэри Стюарт Мастерсон) добивается опеки над Эбби, против чего девочка категорически возражает. Встретившись с консультантом по карьере Стивом (Мэттью Лиллард), Майк получает предложение поработать ночным охранником в «Пиццерии Фредди Фазби» — детском развлекательном центре, который некоторое время назад закрылся, но здание и его содержимое остались нетронутыми. Согласившись на скучную на первый взгляд работу, Майк вскоре знакомится с целым рядом аниматронных персонажей, включая Фредди, причем эти машины все еще функционируют и работают над чем-то зловещим. Помогает Майку разобраться во всем происходящем местный полицейский Ванесса (Элизабет Лэйл), которая знает многое об этом заведении и его истории, а новый сотрудник обнаруживает, что время сна в этом здании заставляет его соприкоснуться с травматическим инцидентом, разрушившим его жизнь, и заинтересоваться углублением в страну снов.
Майк — напряженный человек, который борется со сном, используя таблетки и успокаивающие звуки, чтобы помочь себе в спальне, а его часы бодрствования наполнены множеством обязанностей, которые он устал нести. Он — отец для Эбби, которая смотрит на мир по-своему, и продолжает враждовать с тетей Джейн, которая, как диснеевский злодей из «Пять ночей с Фредди (2023)», жаждет вырвать ребенка из своего дома. Майк не может удержаться на работе: его первое задание по охране торгового центра закончилось жестоким насилием, и он отправился к Стиву, чтобы принять любую возможность трудоустройства. Кроме того, Майк переживает ужасный инцидент из своего прошлого, который разрушил его некогда счастливое существование, и его по-прежнему преследует тайна, связанная с теневым человеком и счастливой семейной поездкой на пикник. В «Пять ночей с Фредди (2023)» Майк постоянно находится в подавленном состоянии (что не всегда удается передать Хатчерсону), и он в отчаянии соглашается на работу в «Пиццерии Фредди Фазби», не понимая до конца, во что ввязывается.
Работа Мэтта заключается в обеспечении безопасности и поддержании чистоты в заведении, а сам ресторан застрял во времени, сохранив большую часть своей славы 80-х годов. Конечно, не сразу герой начинает спать на рабочем месте, и это вписывается в основной сюжет «Пяти ночей у Фредди», поскольку Мэтт обнаруживает, что может получать доступ к своему прошлому через сны, узнавая больше о своем душераздирающем дне давних лет, и обнаруживает присутствие призрачных детей, которые населяют его разум, призывая его следовать их примеру. В итоге Фредди и роботы оживают, когда в заведение врывается банда преступников, желающих украсть товар и разнести «Пиццу Фредди Фазби» на части. «Пять ночей у Фредди» имеет рейтинг PG-13, ограничивающий насилие на экране, что не так уж и плохо, но несколько странных идей, включая кекс, пожирающий человека, чувствуют себя ограниченными рейтингом, предполагая, что изначально планировались более жуткие нападения.
«Пять ночей с Фредди (2023)» не отличается быстрым темпом, затягивая вместе с путешествием Мэтта. Это история о монстрах-аниматрониках-убийцах, которые исполняют песни для гостей, поглощающих пиццу, но большое количество экранного времени посвящено битве за опекунство и отношениям Ванессы и Мэтта, которые не слишком интересны. Тамми создает визуально привлекательную картину, но до поверхностной привлекательности «Пять ночей с Фредди (2023)» еще далеко, поскольку ужасы не являются приоритетом постановки, а тайны в стиле «Скуби-Ду», заложенные в сценарии, не удерживают внимания. В видеоигре все это имеет чуть больше смысла. В фильме же саспенс отсутствует, а попытка сценариста подкрепить игровые предпосылки более драматически запутанным сюжетом проваливается.
Прежде всего, стоит отметить, что этот фильм не для всех. Людям, не имеющим отношения к бренду, он не понравится и покажется клише ужасов с неинтересными персонажами. В остальном же поклонники франшизы останутся довольны. Когда было объявлено, что будет снят фильм по мотивам Five Nights at Freddy’s, я не ожидал ничего особенного, я ожидал, что он будет страшным, но в основном я ожидал, что он будет связан с игрой (в основном я получил что-то похожее). Единственные претензии, которые у меня есть, — это неинтересные персонажи второго плана и несколько несоответствий с сюжетом игры (но это я могу простить). В остальном фильм мне очень понравился. Аниматроника была нереальной, обычно снимаю шляпу перед теми, кто ее создавал. Главные человеческие персонажи — Майк, Эбби и Ванесса — мне тоже понравились, как и их взаимодействие друг с другом и с аниматрониками. Мэттью Лиллард в роли Уильяма Афтона был великолепен, а музыка и отсылки к играм также были великолепны. Наконец, я бы добавил, что этот фильм действительно не для всех и был сделан скорее для фанатов бренда (таких как я). Так что лично я доволен и с нетерпением жду продолжения.
После «Аркана», «Супер Марио», «Соника» и других, можно подумать, что адаптации игр уже избавились от своего проклятия. К сожалению, в этом фильме все вернулось. Давно я не видел таких плоских и неоригинальных персонажей, которым уделяется больше внимания, чем хотелось бы. 80 % фильма происходит за пределами самого ресторана, а единственная вещь, которая делает эту игру культовой, также используется недостаточно. Именно так, взгляд в камеру не используется должным образом. Почему нас должны волновать умирающие персонажи, если мы никогда не видели их до этой сцены? Все снято настолько нелепо, что даже 12-летние дети не могут испугаться, потому что сценаристы боятся показывать сцены, которые должны вызывать страх. В общем, это фильм, который выглядел хорошо до выхода, но как только он вышел, все поняли, насколько он предсказуем, неинтересен и плохо выполнен.
Five Night’s at Freddy’s — очень интересная затея. Видеоигры стали невероятным феноменом, как с точки зрения геймплея, так и с точки зрения глубокого и труднодоступного сюжета. И независимо от того, нравится вам франшиза или нет, нет никаких сомнений в том, что FNAF навсегда впечатался в современную поп-культуру. С экранизацией дело обстоит еще интереснее. Судя по трейлерам, я предполагал, что это будет скромный ужастик, и отзывы после первых просмотров на CSFD скорее утвердили меня в этом. Однако меня заинтриговала одна вещь, и это было заявление: «Фильм создан для фанатов». Затем, когда я пришел в кинотеатр в день премьеры и увидел толпу, которая была, возможно, такой же большой, как на «Эндшпиле», полную людей в аниматронных масках, я понял, насколько сильно этот фильм делает ставку на фанатскую базу. Вопрос в другом: Стоило ли разделять случайных зрителей, критиков и ярых фанатов на два лагеря? С точки зрения цифр, ответ на этот вопрос довольно прост: несомненно, да. Но давайте теперь рассмотрим достоинства самого фильма. Фильм «Пять ночей у Фредди» начинается на легкой ноте. Он создает персонажей и продвигает их по сюжету в относительно сжатые сроки. Затем сценарий в некоторых моментах запаздывает. Больше всего меня напрягал персонаж злой тетки, чьи мотивы, на мой взгляд, можно было бы прорисовать гораздо глубже, даже учитывая, что она несколько раз двигает сюжет фильма вперед. Еще одна проблема — краткость фильма. Например, то, как в сюжете объясняется поверхностный сюжет, или то, что (спойлер) призраки детей вселились в гигантских аниматроников, герои просто вставляют это в разговор в качестве объяснения и не останавливаются на этом дальше, не находят в этом ничего странного, и в итоге начинают дружить с аниматрониками на самом верху. На этом этапе просмотра фильма я уже балансировал на грани трех звезд в своей оценке — пока что это была относительно обычная адаптация видеоигры, какой она казалась по трейлерам. Но фильм на этом не останавливается. Некоторые странно поданные объяснения в итоге оборачиваются неожиданными поворотами, товарищество с аниматрониками вдруг перестает казаться таким уж странным, а сюжет неустанно подбрасывает зрителям один сюжетный поворот за другим и один невероятно впечатляющий отрывок за другим. Вот тут-то мы и переходим к тому, почему «Пять ночей у Фредди» — такой чудесный фильм. Разве это не адаптация, сделанная для массовой аудитории, разве эта тонкая фраза «Это сделано для фанатов» в рекламных роликах на самом деле должна быть серьезной и искренней? Я только за! По правде говоря, однажды я посмотрел полуторачасовое видео по всей истории FNAF (ссылку даю здесь), так что я могу считать себя частью другого лагеря хардкорных фанатов. Лично я, однако, думаю, что во время просмотра фильма я находился где-то между лагерем случайных зрителей, критиков и фанатов. Однако этот фильм сделал нечто невероятное, чего я не видел уже давно, — заставил фанатов в кинотеатре хлопать любой отсылке или сюжетному повороту. Это почти сюрреалистично, насколько серьезно звучит фраза «Это сделано для фанатов» и насколько они действительно получили свои деньги, несмотря на мертвые разговоры о видеоиграх. В отличие от сегодняшних заезженных блокбастеров, которые представляют собой обычный контент, доящий последние остатки ностальгии, чтобы выжать из нас немного денег, бездушный и безыдеальный, без уважения к приквелам и требованиям того, что фанаты действительно хотят видеть, а вместо этого погрязший в экскрементах прогрессизма и затем использующий эту кучу навоза как щит от критики, В отличие от этих бездушных творений, которые даже нельзя назвать фильмами, а только продуктами, Five Nights at Freddy’s действительно думает о своих фанатах, и финал, в частности, полностью выходящий за рамки понятного обычному зрителю, является тому доказательством. Но даже в этом случае, на мой взгляд, обычные зрители найдут в фильме FNAF что-то хорошее, будь то иногда хорошо звучащая музыка, хорошо построенные, хорошо освещенные и в целом потрясающе выглядящие декорации, в целом потрясающе выглядящие куклы-аниматроники, которые доказывают. что практические эффекты все еще преобладают над дешевым CGI и могут передать зрителю нужные эмоции, пара образно снятых мягко говоря страшных отрывков (хотя сам фильм, на мой взгляд, не является ужастиком), или, возможно, актеры и их персонажи, которые (в случае с главным героем Майком) кажутся людям безэмоциональными, в то время как я, с другой стороны, нахожу роль охранника ночной смены с его очевидным недосыпанием вполне убедительной, или, возможно, роль второго плана Эбби, которая неплохо справляется с детской ролью, или, возможно, абсолютно феноменальная игра Мэттью Лилларда, который увлечен своей ролью, и я с нетерпением жду, когда смогу увидеть его больше. Многие кадры также довольно жестоки, выжимают максимум из возрастного ограничения в 12 лет (пара кадров заставила меня скрипеть зубами от отвращения к жестокости и сжаться в кресле). Конечно, все вышеперечисленные плюсы не полностью компенсируются тем, что среднестатистический зритель просто не поймет сценарий, который и так содержит несколько пороков. Однако я могу подтвердить, что после просмотра экранизации FNAF я полностью вложился в сиквелы и могу смело сказать, что являюсь фанатом Five Nights at Freddy’s.
Подражательный фильм ужасов. Но в целом он такой странный. Самая большая проблема в том, что фильм снят для рейтинга PG-13. Снять фильм ужасов с рейтингом PG13 — практически невыполнимая задача, поэтому я не удивлен, что фильм получился таким. Мне кажется, что фильм сосредоточился в основном на сюжете и скучных, неинтересных персонажах, вместо того чтобы сосредоточиться на аниматронике и ночных сменах. Ночные смены на самом деле имели потенциал для создания хорошей атмосферы, и больше уважения вызвали бы аниматроники-убийцы. Поначалу фильм пытается выглядеть как фильм ужасов, но больше полагается на дешевые прыжки, которые постоянно повторяются. Затем фильм становится более комедийным, а аниматроники становятся похожими на игрушки из «Истории игрушек». Ближе к концу фильм снова становится очень серьезным, пока не превращается в лоскутное одеяло из жанров, и вы даже не знаете, чем он пытается быть. Фильм можно смотреть, и мне он даже понравился, но у него был потенциал… 4/10
Будучи фанатом игр серии Fnaf, я был очень разочарован фильмом, он был скучным в некоторых частях, неоправданно затянутым, и это не был настоящий фильм ужасов, к которому привыкли по играм серии Fnaf. У игры очень хороший и интересный сюжет, но, к сожалению, фильм его испортил, аниматроники выглядят смешно и совсем не страшно, как в игре. Весь фильм выглядит как большая пародия на серию игр Фнаф, что меня разочаровало. Я уже с ужасом жду выхода следующих двух сиквелов, надеюсь, они научатся на своих ошибках и «Фнаф 2» будет хотя бы средним фильмом. 2* + 1* за то, что это «Фнаф» 5/10