Описание "Зона интересов (2023)"

Фильм «Зона интереса» снят британским режиссером Джонатаном Глейзером («Сексуальная тварь») и представляет собой поразительную картину о нацистской семье, живущей недалеко от концентрационного лагеря Освенцим. В то время как они вместе со своими пятью детьми занимаются повседневными делами, по периметру их дома и сада, обнесенного стеной, поднимается дым, а вдалеке раздаются призрачные звуки. Это леденящее душу изображение, которому способствуют роли Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер (вы можете узнать ее по фильму «Анатомия падения»).

Трейлер "Зона интересов (2023)"

Оригинальное название: The Zone of Interest
Премьера:
Страна: United States
Время: 105 Мин.
IMDb Рейтинг: 7.8
TMDb Рейтинг: 7.289

Рецензия Zetflix к "Зона интересов (2023)"

В чем смысл фильма «Зона интереса»? Я смотрел фильм Джонатана Глейзера дважды, и каждый раз возвращался к этому вопросу, который я редко чувствую себя обязанным задавать. Кино существует потому, что кому-то нужно или хочется сделать искусство, рассказать историю, донести мысль, защитить дело, разоблачить ошибку или просто заработать деньги. Все, что ясно из происходящего на экране, — это то, что Глейзер снял пустое, самовосхваляющееся арт-кино, действие которого происходит в Освенциме во время Холокоста.

Сценарист и режиссер Глейзер снял фильм по одноименному роману Мартина Эмиса 2014 года. В книге, содержащей множество исследований — Эмис перечисляет многочисленные источники в эмоциональном послесловии, — повествование ведется от лица трех мужчин, включая вымышленного персонажа, основанного на Рудольфе Хёссе, коменданте СС, который в течение нескольких лет управлял Освенцимом. Он руководил фабрикой пыток и смерти, на которой, по данным Государственного музея Аушвиц-Биркенау, было убито около 1,1 миллиона мужчин, женщин и детей, в подавляющем большинстве евреев.

Джонатан Глейзер снял пустое, самовосхваляющееся арт-кино, действие которого происходит в Освенциме во время Холокоста.

Адаптируя роман, Глейзер отказался от большей части романа Эмиса, от большинства его персонажей, сюжетных линий и изобретательного, порой почти истерического, языка и тона. Что Глейзер сохранил, так это интимное сопоставление в романе ужасов лагеря уничтожения и повседневной жизни персонажей, не являющихся заключенными. Однако в отличие от Эмиса, который постоянно упоминает и порой описывает варварство внутри лагеря — с его «ежедневным валом трупов», как он пишет, — Глейзер значительно и целенаправленно держит эти ужасы на расстоянии.

Вместо этого Глейзер сосредотачивается на повседневной жизни коменданта лагеря и его семьи, используя их настоящие имена. Рудольф и Хедвиг Хёсс вместе со своими пятью детьми и многочисленной прислугой — в исполнении относительно недемонстративных Кристиана Фриделя и Сандры Хюллер — живут в неприметном, несколько аскетичном, предсказуемо упорядоченном многоэтажном доме. Здесь есть просторный сад с небольшим бассейном, ульями, разросшейся теплицей и клумбами цветов, за которыми ухаживают узники лагеря. Сад окаймляет высокая стена, обнесенная колючей проволокой; сквозь нее видны верхушки многочисленных зданий лагеря смерти.

Зона интересов (2023)

Близость их дома и этих зданий поражает воображение и основана на фактах. Реальная семья Хёсс, как и их вымышленные коллеги, жила в комплексе Освенцим, на территории площадью около 15 квадратных миль, где располагались различные лагеря, называемые Interessengebiet или «зоной интересов». Дом находился недалеко от угла самого старого лагеря, Освенцима I, в котором были бараки для заключенных, виселицы, газовая камера и крематорий. После ареста Хёсса в 1946 году он писал, что «моей семье было хорошо в Освенциме, каждое желание моей жены или моих детей было исполнено». Дети бегали на свободе, а у его жены был «свой цветочный рай». Он был повешен в Освенциме в 1947 году, неподалеку от места, где жила семья.

Временные рамки в экранизации Глейзера расплывчаты, хотя, судя по всему, действие происходит в 1943 году, до того как реальный Хёсс был переведен в другой лагерь. Фильм открывается на черном экране под музыкальное сопровождение — предчувствующая увертюра, которая переходит в мирную сцену у реки с группой людей в купальных костюмах. В конце концов, они одеваются и отправляются в плавание. Большая часть фильма проходит в доме семьи Хёсс, где тщательно выстроенные, часто неподвижные камеры Глейзера снимают, как дети играют, а родители болтают и иногда ссорятся. Вы видите, как Рудольф отправляется на работу в лагерь, а Хедвиг присматривает за домом. В какой-то момент вы также видите, как заключенный тихо разбрасывает золу по саду в качестве добавки к почве.

В «Зоне интереса» Глейзер использует ряд условностей художественного кино, включая повествовательные многоточия и длинные непрерывные дубли. На протяжении всего фильма персонажи держатся на расстоянии (как будто за ними наблюдают) и снимаются в основном средними или длинными кадрами; я помню только один мрачный крупный план лица. Есть музыкальные всплески (автор — Мика Леви), в одном из них слышны нервные крики и визг, но это не обычный саундтрек. По большей части, в сложном многослойном звуке повседневные разговоры и болтовня перекрываются низким, настойчивым гулом, похожим на гул машины, который регулярно прерывается звуками поезда, приглушенными выстрелами, неразборчивыми криками и воплями. Он звучит как двигатель смерти.

Холокост, сведенный к фоновому шуму

Общий эффект от подхода Глейзера к этому материалу поначалу вызывает глубокую тревогу, во многом потому, что, пока идет обычная жизнь, вы опасаетесь, что он поведет вас в комнаты уничтожения. Вместо этого он продолжает фокусироваться на повседневной жизни Хёссов без явного редактирования (или возмущения), без наплывов музыки, вызывающей эмоции, или обычных для мейнстрима кинематографических побуждений. Операторская работа — за исключением нескольких выездных кадров, подчеркивающих близость дома к внутренним помещениям лагеря, — плавная и незаметная. Она демонстративно не показушна. Хедвиг показывает гостю сад, а Рудольф в кругу руководства обсуждает планы по расширению лагеря.

Делая акцент на обыденности и спокойствии жизни семьи, Глейзер подчеркивает, насколько обыденным является этот мир, обыденность, которая напоминает о том, что Ханна Арендт, рассказывая о суде над Адольфом Эйхманом, одним из организаторов Холокоста, назвала «банальностью зла». Рудольф и Хедвиг выглядят как обычная буржуазная супружеская пара (как бы ни было жутко). Когда он получает повышение, требующее их переезда, она сопротивляется. Однако время от времени по поверхности этого спокойствия пробегают трещины, как, например, когда Хедвиг примеряет шубу, конфискованную у заключенного; сначала она закрывается в комнате, что говорит о том, что она прячется и, следовательно, знает, что делает что-то не так.

Зона интересов (2023)

Есть и другие помехи, например, клубы темного дыма и крики, которые слышит один из детей и которые его смущают. Более драматично то, что Глейзер вставляет несколько жутких черно-белых сцен, где девушка или молодая женщина раскладывает ночью яблоки по лагерю, предположительно для заключенных. (Эти интерлюдии радикально отличаются по виду и тону от остального фильма: Они сняты с помощью тепловизионной камеры и сопровождаются агрессивной музыкой. Кроме того, они демонстрируют единственные случаи доброты и сопротивления во всем фильме. Однако больше всего в этих фрагментах поражает не необычность действий этой женщины, а их стилистическая бравада, их вау-фактор.

«Зона интереса» — прямолинейный, очевидный фильм. Сцена за сценой Глейзер подчеркивает низость жизни этих персонажей, не прибегая к экзегетике, плачущим скрипкам и лицам или, что поучительно, героическим фигурам вроде Оскара Шиндлера, немецкого промышленника, который помог спасти сотни евреев и стал главным героем фильма Стивена Спилберга 1993 года «Список Шиндлера». Фильм Спилберга критиковали, в частности, за то, что он сосредоточился на герое-нееврее, что говорит как о неспособности большинства режиссеров честно разобраться с Холокостом — в его полном, оцепенелом, рутинизированном варварстве, — так и о навязчивом стремлении мейнстримного кино к счастливому концу или хотя бы какому-то успокоению перед лицом бездны.

Глейзер заглядывает в бездну, но мудро не пытается «объяснить» Холокост. Рудольф и Хедвиг не изрыгают нацистскую идеологию, они ее воплощают, что является основополагающим для замысла фильма. Глубоко заинтересованные в себе, они наслаждаются своей властью. Они, по замыслу фильма, являются представителями миллионов простых немцев — да, пожалуй, и всех остальных, где бы то ни было, — которые болтали за завтраком, пока их соседей убивали. Как Хедвиг напоминает Рудольфу в одной из сцен, у них есть жизнь, о которой они всегда мечтали. Они — злодеи, и точка. И, как и многие другие фильмы, мейнстримные или нет, этот очарован своими злодеями гораздо больше, чем их жертвами, чьи страдания здесь в основном сводятся к комнатному тону.

В «Зоне интереса» Глейзер не просто рассказывает историю; используя условности арт-кино, он создает особую рамку, через которую ее можно наблюдать. Это, безусловно, часть его привлекательности, как и то, что его подход создает пространство для дыхания: это страшно, но не слишком.

Эти условности могут создавать ощущение интеллектуальной дистанции и служить критикой, или это идея. Они также заявляют (справедливо или нет) об эстетической добросовестности режиссера, его серьезности, утонченности и знакомстве со сравнительно редкой кинематографической традицией. Они сигнализируют о том, что фильм, который вы смотрите, отличается от популярных, снятых для массовой аудитории. Эти условности — маркеры отличия, качества, которые льстят и режиссерам, и зрителям, и которые, в конце концов, кажутся мне главным достоинством этого бессодержательного фильма.

Рецензии пользователей к "Зона интересов (2023)"

Rated 5,0 out of 5
20.02.2024

Обычные будни семьи обычных, благополучных граждан. Они выращивают кольраби и гвоздики в саду, содержат дом в идеальном порядке, гладят собаку и плещутся в бассейне, и все это под покровительством главы семейства, который каждый день исправно ходит на работу и который, между прочим, является директором самого чудовищного концлагеря. И который, опять же по совместительству, занимается, например, более эффективным сжиганием евреев в печах, и делает это с таким же эмоциональным участием, как если бы вы с женой решали, что купить на ужин в «Кауфланде». А за стенами владений этой семьи из среднего класса, за этими зловещими стенами, находится человеческий Мордор, где происходят самые чудовищные действия против человечества, и вы чувствуете огромный гнет благодаря изобретательной звуковой работе и зловещим визуальным деталям вдали, таким как дым от печей или от локомотивов, привозящих все больше и больше человеческого топлива. Фильм не захлестывает вас ужасающими образами о том, насколько чудовищен Холокост, он делает это на подсознательном уровне, работая с вашим подсознанием, и от этого становится еще хуже. Мне стало плохо, но в то же время я преклоняюсь перед Джонатаном Глейзером за этот смелый кинематографический эксперимент, который говорит о нас, людях, больше, чем вы ожидаете.

Lima
Rated 4,0 out of 5
19.02.2024

Исключительно атмосферный фильм о худшем из того, что происходило во время войны. Мне очень понравилась художественная подача с простым монтажом и отличной работой с контрастами. Визуальные эффекты впечатляют, и я был удивлен, что кто-то может пойти в направлении создания правдоподобной эпохи, не изображая при этом предметов первой необходимости, которые, тем не менее, присутствуют повсеместно. Но что точно создавало атмосферу, так это музыка и звук. Надо сказать, что временами она оказывала на меня почти хичкоковское воздействие. Каждая нота, каждый отдаленный крик и грохот заставляют вас все глубже погружаться в кресло, а к финальным титрам вы впадаете в такую глубокую депрессию, что хочется выбежать из кинотеатра. Это еще больше подчеркивает финальная сцена с пустыми коридорами. Это был уникальный опыт, но я не уверена, что посмотрела бы его снова.

VyViteKdo
Rated 3,0 out of 5
19.02.2024

Было интересно посмотреть на это с другой стороны, и тем более интересно, что за весь фильм мы не увидели ни одного заключенного. Озвучка очень помогла, и у меня часто мурашки по коже при просмотре, когда понимаешь, что все действительно должно было звучать и выглядеть именно так. Надо отдать должное и идее со скрытыми камерами, она добавила ощущение реальности. Однако местами мне показалось, что фильм слишком затянут и, в общем-то, ни о чем. Нет глубокого сюжета, нет градации. Глейзер построил его в основном на атмосфере, которая сработала более или менее наполовину.

Streeper
Rated 4,0 out of 5
19.02.2024

Бессмысленно винить создателей фильма в монотонности и отстраненности сюжета, ведь это явно было их намерением. И для меня это сработало. Именно контраст банальных сцен, безразличия до черствости Рудольфа Хосса и его семьи на фоне звуков пыток, смерти, выстрелов и дыма за стеной вызывает гнетущее, некомфортное чувство. Тебе действительно не нравится эта семья. Фильм работает не только со звуками, но и с воображением зрителя, например, когда Хедвиг примеряет шубу, вы можете увидеть, откуда она взялась, или когда Рудольф спокойно решает рабочие проблемы, которые на самом деле заключаются в геноциде, и т. д. В фильме есть проблески человечности, представленные бабушкой или польской девочкой, но в остальном все это — инерция. Фильм, безусловно, заставляет задуматься, а идея кажется вечной. То, что звук заслуживает «Оскара», не вызывает сомнений, жаль только, что Сандра Халлер не была номинирована и на роль второго плана. Оскар за главную роль, скорее всего, достанется Эмме Стоун (не то чтобы она его не заслужила), но, учитывая фантастическую игру Сандры как здесь, так и в «Анатомии падения», я бы рискнул сказать, что 2023 год принадлежит ей. Зона интереса» — интересный экспериментальный фильм, но местами очень скучный, поэтому я тоже думал о рейтинге, что-то между тройкой и четверкой, но три звезды я оставляю для посредственных фильмов, а это точно не тот случай. Кстати, музыка в начале и особенно в конце титров крайне раздражает.

kareen
Rated 4,0 out of 5
19.02.2024

Если бы концовка была более драматичной, это было бы просто замечательно. В таком виде это художественный фильм, который заставит вас задуматься. Достаточно, чтобы пожелать ему «Оскара» за звук. Вместе с финальной мелодией и всей этой суетой он произвел на меня более неприятное впечатление, чем «Сын Саула» все эти годы назад. 85%

dr.horrible

Смотрите на Zetflix