«Вавилон» — эпический драматический фильм 2022 года, написанный и снятый Дэмьеном Шазелем, известным по таким работам, как «Хлыст» и «Ла-Ла Ленд». Фильм представляет собой декадентскую и бурную историю о самой переломной эпохе в киноиндустрии — переходе от немого кино к разговорному. В «Вавилоне» собрался звездный актерский состав с Брэдом Питтом, Марго Робби и Джин Смарт в главных ролях. Фильм передает суть золотого века Голливуда, смело и непреклонно рассматривая цену амбиций и цену славы.
Фильм можно описать как грандиозный гобелен, в котором сплетаются жизни нескольких персонажей, каждый из которых представляет различные грани индустрии, стоящей на пороге сейсмических перемен. Действие фильма «Вавилон» происходит в конце 1920-х — начале 1930-х годов и представляет собой пьянящую смесь излишеств, творчества и разврата, подчеркивая как непревзойденный гламур, так и непроглядную тьму голливудского прошлого.
Брэд Питт воплощает роль Джека Конрада, звезды немого кино, излучающего харизму и, кажется, имеющего все. Неизменный любимец публики, лихая персона Конрада и его репутация в индустрии делают его символом величия эпохи немого кино. Однако, когда в коридорах киностудий завывают ветры перемен, Конраду приходится столкнуться с тем, что мир, который он знает и которым овладел, может вскоре устареть.
Марго Робби исполняет роль Нелли ЛаРой, дико амбициозной и талантливой актрисы с поразительной внешностью и свирепым аппетитом к жизни. ЛаРой — сила природы, ее стремительное восхождение к звезде отмечено яркими выступлениями и неутолимой жаждой признания. Однако ее дерзкий дух и склонность к скандалам ставят под угрозу ее карьеру в стремительно развивающейся индустрии, которая становится все менее снисходительной.
Персонаж Джин Смарт представляет собой мудрый контраст с молодой энергией ее коллег. Будучи авторитетной фигурой в индустрии, она дает тонкую интерпретацию женщины, которая видела взлеты и падения многих звезд и служит путеводной звездой в коварных водах голливудской политики и социальной динамики.
Жизни героев пересекаются и сталкиваются в безумном вихре вечеринок, премьер и страстных романов. Режиссер Дэмьен Шазелл мастерски выстраивает декорации, которые наглядно демонстрируют гедонизм эпохи и человеческие жертвы, которых он требует. Растянутое повествование фильма стремится не только развлечь, но и исследовать сны и кошмары, порожденные миром, завороженным мельканием картинок на серебряном экране.
Режиссура Шазелла — это одновременно и любовное письмо, и критика раннего Голливуда. Использование цвета и света оператором Линусом Сандгреном окрашивает фильм в яркие, а порой и меланхоличные оттенки. Музыка, которая является одним из важнейших элементов фильмов Шазелла, варьируется от напыщенного джаза, который подчеркивает кульминации эпохи, до более приглушенного сопровождения ее спадов, подчеркивая эмоциональный путь героев.
Постановочный дизайн «Вавилона» — само по себе зрелище: роскошные декорации, изысканные костюмы и тщательное внимание к историческим деталям позволяют зрителям перенестись в прошлое. Зрители переносятся во дворцовые поместья киномагнатов, на шумные задворки киностудий и в прокуренные интерьеры джаз-клубов, служивших ночными площадками для игр икон эпохи.
Фильм с головой окунается в двойственность кинобизнеса, подчеркивая блеск и изюминку. Он затрагивает такие темы, как неустанная погоня за успехом и неизбежность устаревания, опьянение славой и одиночество, которое часто сопровождает ее. Вавилон» стремится снять все наслоения шоу-бизнеса, открывая мир, который столь же жесток, сколь и красив, столь же жестокосерден, сколь и креативен.
В «Вавилоне» личные истории главных героев сопоставляются с более широким повествованием об эволюции киноиндустрии. В то время как зрители наблюдают за взлетами и падениями этих персонажей, они также осознают, как постоянно крутится голливудская машина, безразличная к судьбам тех, кто ей служит. Фильм сочетает в себе веселый юмор, душераздирающую драму и нотки сюрреализма, которые стали визитной карточкой режиссерского стиля Шазелла.
Спектакли в «Вавилоне» призваны завораживать, а Питт и Робби играют главные роли в своих динамичных образах. Актеры с энтузиазмом воплощают дух ушедшей эпохи, создавая персонажей, которые одновременно являются большими, чем жизнь, и глубоко человечными.
Вавилон» — амбициозный, масштабный и временами хаотичный фильм, как и эпоха, которой он подражает. Это фильм, который признает беспорядочную, ослепительную, иногда разрушительную природу творческих поисков. Это ода искусству создания фильмов и отрезвляющий анализ цены, которую часто приходится платить за это искусство. Для тех, кто очарован золотым веком Голливуда и человеческими историями, лежащими в его основе, «Вавилон» обещает кинематографический опыт, такой же сложный и захватывающий, как и история, которую он драматизирует.
Немного странно встречать год, когда два совершенно разных фильма рассказывают об одной и той же истории. В мае вышел фильм «Аббатство Даунтон: Новая эра», в котором был подсюжет об актерах немого кино, столкнувшихся с холодной реальностью, когда «болтуны» стали нарасхват, заставив их решать проблему внезапного переворота в своей карьере. «Вавилон» исследует то же пространство в более эпической манере, теряя хорошие манеры и маслянистую мелодраму ради беспорядочного 188-минутного путешествия в излишества. В одной картине есть со вкусом обставленные встречи между проблемными персонажами, в то время как другая открывается продолжительным кадром слона, испражняющегося на своих дрессировщиков, за которым следует кадр проститутки, мочащейся в рот своему тучному клиенту. Нельзя сказать, что сценарист/режиссер Дэмьен Шазелл («Ла-Ла Ленд») чего-то не добивается в «Вавилоне», но что именно — понять нелегко. Режиссер хочет взрывов буйного поведения, пытаясь поощрить чрезмерную жестокость как способ отпраздновать Ревущие двадцатые, но фильм в основном выматывает, а Шазелла захватывает его способность вызывать хаос, оставляя мало места для убедительной драмы, чтобы сформироваться.
В 1920-е годы немое кино становится все более популярным, а Голливуд бурлит активностью. Звезда экрана Джек (Брэд Питт) живет своей лучшей жизнью, сжигает нескольких партнерш, сохраняя кассовые сборы, и становится иконой, которой все хотят быть. Нелли (эффектная Марго Робби) — женщина из Нью-Джерси, которая отчаянно пытается стать актрисой, используя свою уличную смекалку и дерзкий стиль, чтобы произвести большое впечатление на начальство, и быстро становится популярной в прокате, когда ей наконец дают шанс блеснуть. Сидни (Йован Адепо) — джазовый трубач, который стремится избавиться от своего маленького роста и выдает большие звуки, готовые к кинематографическому освоению, что дает ему возможность почувствовать вкус хорошей жизни. А Мэнни (Диего Кальва) — молодой человек с устремлениями в индустрии, который поднимается по карьерной лестнице, сохраняя внимание к Нелли, своему проблемному объекту желания.
«Вавилон» — это праздник декаданса, 1920-е годы — время гедонистических устремлений, особенно в Голливуде, где бизнес процветает, создавая мегазвезду из Джека, лихого, но стареющего ведущего мужчины. Приветственным ковриком для фильма служит последовательность вечеринок, на которых Шазелл демонстрирует, как элита и любопытные собираются в особняке, чтобы сойти с ума от секса, наркотиков и джаза. Нелли вместе с Мэнни пытается найти вход внутрь и быстро находит поднос с пиками кокаина, чтобы понюхать его без всякой осторожности. В «Вавилоне» есть безумие, которое бросается в глаза, поскольку эти маньяки и их бездонный аппетит к отвлечениям задают особый тон безумию картины, кульминацией которого становится освобождение вышеупомянутого слона. Персонажи появляются на экране, но сценарий не спешит подробно описывать мотивы, вместо этого он просто вьет метель из дурных побуждений, а второстепенные игроки, такие как леди Фэй (Ли Цзюнь Ли) и ее соблазнительные способности, дают о себе знать, обещая грандиозное столкновение расколотых личностей в будущем.
«Вавилон» хочет шокировать, создавая атмосферу наркотического угара, когда Нелли начинает прокладывать себе путь в бизнес, давая понять, что она готова на все, лишь бы все внимание было приковано к ней. Она зависима на многих уровнях, и если и есть общая дуга в этом проекте, то она связана с Мэнни и его одержимостью этой красоткой, которая использует свое природное электричество, чтобы стать звездой немого кино, что помогает молодому человеку найти свою точку опоры в студийной работе. Нелли доставляет хлопоты, но она приносит прибыль, что делает ее призом для ответственных лиц, в то время как Мэнни работает над своим собственным видением производства, ставя Сидни в серию «расовых шорт», где музыкант достигает обманчивого уровня славы, который в конечном итоге подвергается испытанию унижениями фанатизма и бизнеса. Наиболее интересна сага Джека: красавчик-актер с трудом держит себя в руках, наблюдая за сменой эпох в городе, когда популярность набирают «болтуны», подвергая его актерскую игру испытаниям, поскольку публика наконец-то может услышать его голос.
В «Вавилоне» прослеживаются процессы звукозаписи, приводящие к острым моментам разочарования, а производственные катастрофы подробно описаны в длинных сериях, предоставляя Шазелю возможность устроить столпотворение и почти катастрофы, когда экранные чудеса достигаются. Технические казусы, студийная политика и закулисный бедлам имеют свою привлекательность, при этом в процессе работы подробно описываются вражда и полубезумное поведение, особенно Нелли (Робби в этой роли снова превращается в Харли Квинн). Зацикленности Шазелла очень помогает композитор Джастин Гурвиц, который задает джазовый ритм фильму, в отдельные моменты давая «Вавилону» немного звукового ракетного топлива, помогая ему пережить очевидные поблажки со стороны режиссера.
«Вавилон» слишком затянут, заставляя зрителей высиживать материал, в котором демонстрациям телесных жидкостей уделяется больше внимания, чем логической характеристике (дуга одержимости Мэнни удобно превращает его в идиота), а грандиозная зрелищность всего этого изживает себя, когда два часа экранного времени превращаются в три, в конце концов достигая места, известного как «Задница Лос-Анджелеса», добавляя Тоби Магуайра к актерам в качестве безумного гида по нелепым уровням Ада. Шазелл амбициозен в «Вавилоне», но не дисциплинирован, в результате чего фильм с всплесками сумасшедшей активности нуждается в большей редакционной и повествовательной фокусировке.
Первые два часа — это абсолютный взрыв. W O W! Что там происходило?! Какой взрыв! После этого мне захотелось пойти к дамам, и темп замедлился. Но концовка спасла положение. Шазель — гений (для меня). Уникальный фильм и музыка! Х У Р О В И Ц И Я! Сегодня я не смогу спокойно уснуть, так как бешеные мелодии до сих пор звучат в моей голове. И, конечно, концерт актеров, особенно Марго. Она доминировала в фильме, на нее было приятно смотреть. Начали с бомбы, закончили бомбой. Спасибо, сэр.
Это был опыт! А в кинотеатре — особенно. К концу я чувствовал себя немного уставшим от продолжительности фильма, но пережитый накал эмоций остался со мной надолго. Невероятный аудиовизуальный шквал ощущений, остроумия и актерской игры, тонна материала для поглощения и осмысления. Я уже знаю, что когда-нибудь мне придется его пересмотреть, и я с нетерпением жду этого. Спасибо Дэмьену Шазелю, вы и ваша команда создали нечто экстраординарное. PS: Большинство актеров великолепны, но Тоби Магуайр: огромный смайл 🙂
Дэмьен Шазелл — один из моих любимых режиссеров, который снимает не так много фильмов, но какое удовольствие. Стоит отметить, что для большинства своих фильмов он также выступает в качестве сценариста. Первым фильмом Джаза Ласточкина, который привлек мое внимание, был феноменальный «Хлыст» с Джей Кей Симмонсом и М. Теллером. За ним последовал отличный «Ла-Ла Ленд» с Р. Гослингом и Э. Стоун, главная музыкальная тема которого периодически проносится у меня в голове. Не хватает «Первого человека» с Р. Гослингом, который я уже давно готов посмотреть и почему-то знаю, что не пожалею. Сейчас в кинотеатрах идет «Вавилон», и он просто великолепен, несмотря на то что его продолжительность составляет более трех часов, и это может оттолкнуть некоторых людей в самом начале. Время пролетает быстрее, чем мы можем воспринять фильм, ведь он великолепен во всех отношениях. Вавилон отдает дань уважения джазовой партитуре, фильмография и актерский состав в лице Диего Кальвы, Брэда Питта и Марго Робби не оставляют сомнений ни у кого. Придворный композитор Дэмьена, Джастин Гурвиц, вновь создал великолепную партитуру, в которой несколько нот иногда летают в воздухе, напоминая «Ла-Ла Ленд», к моему большому удовольствию. Вавилон» — это невероятное зрелище, которое определенно стоит посмотреть, ведь даже трехчасовой хронометраж нельзя похвалить с точки зрения кинематографа.
Перепутанный и перемудренный колосс, набитый ингредиентами из совершенно противоположных спектров гламура и несчастий раннего американского кинематографа. С каждым фильмом Шазелл накидывает на себя все больше и больше, и я не мог избавиться от неприятного впечатления, что здесь он сильно вдохновлялся «Однажды в Голливуде» Тарантино: дань уважения американскому кинематографу (как в положительном, так и в отрицательном смысле), стилистически похожая роль Питта (открывающий фильм итальянец комично напомнил «Панчарти»), обилие ругательств, призывов к абсурду и много надуманного юмора. И даже после этого, хотя я все еще воспринимаю его как невероятно талантливого режиссера, который обладает видением, может смело склеить разнородный сценарий и поставить музыкальные сцены, чтобы побаловать зрителя, сейчас он зашел слишком далеко. Открывающаяся вечеринка с деньгами, выпивкой, сексом, наркотиками, извращениями и восхитительным повествованием оставила меня попеременно в трепете, отвращении и смехе, но я получил огромное удовольствие от этого отвратительного «Ла-Ла Ленда», как и от последующего гротескного кинематографа. Я должен похвалить отличную музыку с ее неустанным саксофоном (готов поспорить на свои сапоги, что слышу там Лео Пеллегрино!). Однако с этого момента я был вынужден экономить свой смех и энтузиазм, поскольку Шазелл запустил безумную поездку на американских горках от восхитительно абсурдных вершин до причудливых и откровенно отталкивающих впадин, удерживаемых на высокой планке качества благодаря оскароносной игре Марго Робби. Возможно, я более консервативный зритель в некоторых вопросах, и у меня не было желания исследовать все новые и новые каналы человеческого поведения или пристрастий, особенно когда фильм длится более 3 утомительных часов. В частности, по этим причинам мне было сложно повторить фильм, хотя в нем, несомненно, есть на что сослаться, а восхищение 100-летним кинематографом всегда сильно стучится в мою дверь. Лично для меня это сочетание искусства и бизарро оказалось не совсем удачным, несмотря на мое более чем мимолетное осознание присутствия гения.
Вавилону нельзя отказать в большой смелости. Уже тот факт, что фильм умудряется большую часть времени ругать (даже буквально) весь Голливуд и всю эту пышную мишуру вокруг него, только для того, чтобы в конце признаться в любви к движущимся картинкам. В конце концов, в этом и есть смысл. Работа, которая переживет своих создателей и зрителей. Произведение, способное оживить сотни миров, запечатленных на целлулоидной пленке. Надежда и побег. Этому способствует великолепная музыка фильма, которая работает в симбиозе с уморительным монтажом, заставляющим «Вавилон» двигаться в адском темпе большую часть времени. Ужасно сильный местами, немного отстойный в целом, но очень мощный опыт.